Эту несправедливость удалось исправить энтузиастам из подмосковного военного авиагородка. В этой благородной акции участвовал и наш земляк - уроженец Сельцо, заслуженный военный лётчик генерал-лейтенант Юрий Гришин. Идея для небольшого посёлка Заря была уникальной - увековечить образ жены лётчика.
Профессия - ждать мужей из полёта
ЛЁТЧИК дальней авиации Юрий Гришин не понаслышке знает, каково жёнам экипажей, улетающих в многочасовые патрульные полёты над всеми океанами планеты, ждать мужей домой...
Особенно сегодня, когда наша стратегическая авиация наконец-то заявляет о себе в полный голос. Но ждут возвращения мужей не только жёны лётчиков.
Высшие офицеры Главкомата ВВС, в том числе и заместитель главкома по воспитательной работе заслуженный военный лётчик генерал-лейтенант Юрий Гришин, сделали всё, чтобы памятник офицерской жене состоялся. Автор композиции - заслуженный художник России А. Балашов.
На торжествах по случаю открытия присутствовали генерал-лейтенант Ю. Гришин, советник губернатора Московской области Д. Саблин, "афганец", Герой Советского Союза, генерал авиации В. Кот, активисты движения "Боевое братство", сотрудники НПО "Алмаз", корпорации "Вымпел" и другие. Скульптурную композицию освятил протоиерей Виктор.
Генерал-лейтенант Юрий Гри-шин отметил:
- Нелегка судьба офицер-ской жены, но она вызывает восхищение и уважение. Есть у нас немало памятников - лётчикам, морякам, танкистам, и вот появился памятник, объединяющий всех защитников Отечества, - жене, верной спутнице, ставшей надёжным тылом офицерской семьи.
Офицерским жёнам не выдают лампасы, но у них есть нечто большее - умение ждать. Вот только с памятниками боевым офицерским подругам напряжёнка.
Лирическое отступление автора
МНЕ не раз приходилось писать о боевых подругах танкистов, артиллеристов... В пору лейтенантской юности познакомился с уникальной семьёй. Жена и муж прошли всю войну в одном экипаже. Она - командир танкового батальона, он - механик-водитель командирской машины.
Отгремела война, поженились, пришла пора снимать жене погоны - детишки пошли один за другим, как снаряды в боеукладке. Муж - старшина по званию перед женой подполковником ну никак не смотрелся, пришлось набираться грамотёшки: пошёл в училище, потом в академию. Со временем сравнялся с супругой в воинском звании и даже превзошёл - стал танкист генерал‑майором, возглавил танковую дивизию, в которой в своё время начинал службу будущий генсек Леонид Брежнев, тоже, кстати, танкист.
На застольях, особенно в День Советской Армии и Военно-Морского флота - был такой праздник, генерал-танкист перед шестой рюмкой озабоченно поглядывал в сторону супруги, и если напирал на тосты, то слышал тихое, но грозное:
- Ва-а-ня...
Фронтовой комсорг 110‑го гвардейского стрелкового полка 79-й Новобугской стрелковой дивизии в своё время рассказал мне удивительную историю любви командира роты и санинструктора. Всю войну они прошли нерасписанными. Не до того было: воевали в составе прославленной 8-й гвардейской армии маршала Василия Чуйкова.
Уже когда была близка Победа, погиб в бою отважный ротный, Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Григорий Злотин. До Берлина дошла его жена Герой Советского Союза старшина медицинской службы Мария Шкарлетова.
К её боевым орденам уже после войны добавилась и ещё одна уникальная награда - платиновая медаль, учреждённая в честь английской медсестры Флоренс Найтингейл.
И сегодня боевые подруги проходят вместе с мужьями через множество горячих точек, воспитывают детей, выхаживают раненых, провожают мужей в последний путь. Помните симоновское: "Жди меня, и я вернусь..."? И в Брянском гарнизоне немало офицерских жён, которые не только ждут мужей со службы, но и стоят с ними в одном боевом строю.