В Брянской области в период оккупации было 23 тюрьмы гестапо, 10 гетто для евреев, 7 фильтрационных лагерей для мирных граждан, 3 лагеря смерти для семей партизан. Только на Брянщине фашисты уничтожили 76 тысяч мирных жителей, 49 тысяч военнопленных, 11 тысяч евреев. 154 тысячи человек трудоспособного населения было угнано в Германию, 80 тысяч - в лагеря оккупированных территорий (Белоруссия, Украина, Прибалтика). 930 населённых пунктов сожжено дотла. Сегодня в Брянской области проживает более 11 тысяч бывших узников фашистских лагерей.
Почти 70 лет прошло с начала Великой Отечественной войны, но все мы ещё долго будем помнить о ней. Война ворвалась в каждый дом, в каждую семью. Кажется, так давно это было. Но только не для тех, кто прошёл сквозь ужасы фашистских застенков. Биографии этих людей - настоящие уроки мужества для молодого поколения.
В 2005 году Брянская организация бывших малолетних узников фашистских концлагерей подготовила к печати книгу о зверствах немецких оккупантов. Задолго до выхода отдельные главы этого документального издания стали достоянием международной общественности и легли в основу переговоров между делегациями государств, пострадавших от фашистской агрессии, и фирмами ФРГ, использовавшими труд рабов. Один из авторов - Василий Иванович Афонин. Он возглавляет Брянское отделение Российского союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей.
Василию Афонину было десять лет, когда он попал в гестапо. Полицай Антон Денисов донёс фашистам, что старший брат Василия ушёл к партизанам. Мальчик стал узником жуковской тюрьмы - концлагеря.
За два месяца пыток, избиений Василий, казалось, привык к боли, холод и голод уже не пугали...
- Самым страшным тогда для меня было - встреча с комендантом лагеря, голубоглазым и жестоким Гансом Брауэром, - вспоминает Василий Иванович. - Он был настоящим зверем, самым жестоким, наверное, в лагере. Полицая Денисова в лагере тоже очень боялись и запомнили на всю жизнь.
На совести фашистского холуя немало загубленных жизней. После войны Денисов сумел устроиться на работу подальше от тех мест, где его знали. Устроился на завод под Харьковом, даже стал передовиком производства.
Однажды на завод приехали в командировку земляки Денисова. По портрету на Доске почёта узнали оборотня. На следствии Василий Афонин опознал человека, по вине которого вместе с матерью попал в тюрьму. Бывшего полицая Антона Денисова судили в 1961 году. Ему хотелось жить, и он просил суд учесть, что был передовиком производства. Его приговорили к расстрелу.
На той страшной войне Василий Иванович Афонин потерял двух братьев, отца, бабушку, испытал на себе все ужасы фашистской неволи. Был в заложниках.
Получал пайку хлеба в 25 граммов, но чаще её заменяла миска баланды из гнилой картошки. Он мог умереть в тифозном бараке. Или быть расстрелянным. Или просто замёрзнуть от холода. Вопреки всему - выжил.
- ... Радость, которую мы испытали при встрече с советскими солдатами, передать невозможно. Мы были счастливы тем, что остались живы. Могли бесконечно повторять лишь два слова: "Мы живы... мы живы..."
В книге "Эстафета детей войны детям мира" собраны воспоминания тех, кто был заключён фашистами в тюрьмы гестапо и лагеря смерти только за то, что их старшие члены семьи не приняли оккупационный режим и вступили с врагом в открытую вооружённую борьбу.
Сегодня большинство из них уже люди старшего возраста, а некоторые и преклонного. Но детство, которое было перечёркнуто войной, оставило в их душах отпечаток на всю жизнь. В каждой такой семье есть свой архив, свои семейные предания. Но в то же время у каждого, или почти у большинства бывших малолетних узников, имеется ещё прочный запас душевных сил и неиссякаемого оптимизма, чтобы словом и делом помогать молодому поколению преодолевать временные трудности.