Примерное время чтения: 9 минут
4057

На плачущей земле. Почему умирает русская деревня?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 22/10/2014
Павел Капустин / Из личного архива

В последнее время люди всё чаще задумываются о ро­ли природы в своей жизни. Воспитанное в городах по­коление начинает ощущать острую нехватку свежего воз­духа, леса, речки и травы под ногами. Однако урбанизация по-прежнему актуальна, и это подтверждают тысячи за­брошенных деревень во всех уголках России.  Такие есть и на Брянщине, причём их количество с каждым годом неумолимо растёт. Уми­рают старики, уезжают дети, а те немногие, что, всё же, остают­ся, прекрасно понимают: чтобы выжить в деревне, нужно много трудиться.

Павел Капустин Фото: Из личного архива / Павел Капустин

Другой мир

Ольга Момот, «АиФ Брянск»: Павел, летом вы успели побы­вать в двенадцати брянских дерев­нях, многие из которых уже практически не существуют, откуда такой интерес?

Павел Капустин:  Прежде всего, мне хотелось собственными глазами увидеть, как сейчас живёт наша глубинка, что с ней произошло за последние десятилетия и чем занимаются её немногочисленные и, скорее все­го, последние обитатели.

Досье
Павел Капустин – брянский фотохудожник, известный по выставкам «Забытая Россия», посвящённой заброшенным деревням и её жителям, и «Старый Новый город. Бежица» об изменениях облика любимого города с течением лет.

В детстве я сам часто ездил в де­ревню к бабушке, где родился и вырос мой отец, поэтому для меня это было своего рода возвраще­нием в то беззаботное и счастли­вое время, когда все вокруг знали друг друга не только в лицо, но и по именам, фамилиям и даже отчествам. А в гости ходили без всякого повода, просто так, что­бы проведать соседа, поговорить с ним по душам или предложить свою помощь. К сожалению, в го­родах это большая редкость.

- Сильно ли изменились дере­венские жители со времён вашего детства?

- Да, практически не измени­лись. Как были, так и остались открытыми, естественными, искренними, и рады любому, кто ступит на порог их дома. Их сов­сем не волнует ни политика, ни экономика, они привыкли рассчитывать только на собствен­ные силы, поэтому и общаться с такими людьми было одно удо­вольствие. К тому же в отличие от горожан деревенские жители не ограничены никакими рамка­ми. Каждый живёт свободно так, как хочет, пусть и не всегда комфортно.

- Но ведь нам кажется: как же без благ цивилизации?! Там есть телефоны, компьютеры или для большинства это непозволитель­ная роскошь?

- Почему же, телефон, на­пример, есть в каждом доме, для жителей он единственная связь с внешним миром. А вот компью­тер действительно большая ред­кость. За всё время только у одних старожилов его встречал. И то, как потом выяснилось, это дети оста­вили, которые время от времени приезжают навестить своих стариков-отшельников. Зато у всех есть телевизоры, на которых и постро­ена вся их деревенская жизнь, ведь и развлечений у них не так много: разве что у родных узнать новости да сходить проведать соседа, поси­деть с ним на завалинке.

Одиночество как повседневность. Фото: Из личного архива / Павел Капустин

 

Три дома на деревню

- Вы изначально выбираете именно брошенные деревни, чем они притягивают?

- В таких местах много пищи для размышлений. В одной из са­мых населённых деревень в моём списке было всего три жилых до­ма, хотя ещё несколько десятиле­тий назад их было больше сотни. Почему так?

Одну деревню я вообще нашёл с трудом, хотя та и была отмечена на карте. Как потом выяснилось, она давно и бесследно исчезла с лица земли. Вместо неё сейчас чи­стое поле и ничего больше.

А на месте другой деревни разросся большой дачный посё­лок. Её новые обитатели даже и не подозревают, что до них здесь было целое поселение, о котором теперь напоминает лишь неболь­шой плодовый сад. Но ведь не пустует земля…

Неизгладимое впечатление производят жители этих почти необитаемых островков. В основ­ном это не просто пенсионеры, а люди весьма преклонного возра­ста. Здоровье их оставляет желать лучшего. У кого ноги совсем не ходят, у кого спина больная. Но ехать в город к детям они наотрез отказываются, боятся, что в их отсутствие всё разворуют. Вот и сторожат нажитое добро. Хотя ка­кое там добро! Но люди неспеш­но доживают свой век, им всего достаточно. А не станет их - не станет и этих деревень.

- Почему так происходит? Культура, быт нашей страны всег­да был связан с селом…

- Жизнь в деревне очень тяжёлая, порой даже суровая. Сегодня, когда есть альтернати­ва сидеть в офисе и жаловаться на низкую зарплату, мало кто способен работать на земле. Ле­том огород требует немало сил и здоровья. В удалённых дерев­нях живут исключительно нату­ральным хозяйством, другой альтернативы нет. Большой уро­жай – будет, чем год питаться, не уродила земля – придётся по­ясок потуже затянуть. Кроме того, у каждого деревенского жителя есть своё небольшое домашнее подворье: у кого-то корова, у кого-то коза, куры или гуси. За ними тоже постоян­ный уход нужен.

Самому молодому деревнскому жителю далеко за 40. Фото: Из личного архива / Павел Капустин

 

Зимой у людей дру­гая проблема – где найти дров для печи. Несмотря на то, что кругом лес, рубить деревья нельзя. Да и не под силу это старикам и старухам. А готовое «топливо» стоит доро­го. Поэтому с приходом холодов многие к детям в город уезжают. Для них это, конечно, мука. Да ещё поджидает очередная неприятность. Мародёры разбирают в брошенных домах печки, полы, берут другой мало-мальски год­ный строительный материал, устраивают настоящий погром. И получается, что либо сиди в ущерб здоровью и карауль свой дом, либо уезжай, но вернуться будет уже некуда…

Мы теряем корни

- Откуда у них такая стой­кость, умение преодолевать труд­ности?

- Старики черпают силы в преданной любви к своей земле и предкам. Они ведь родились и выросли в этих местах, да и при­выкли к такому непростому обра­зу жизни с детства. Переезжать в коробку с четырьмя стенами для них смерти подобно. Вот они и остаются, пока сил хватает или родственники силой не увезут.

- Сейчас во всём мире прослежи­вается обратная тенденция, когда люди, наоборот, покидают города и едут жить в деревню. Дошла ли она уже и до Брянщины?

- Сейчас во многих районах об­ласти активно скупают земельные участки, на которых строят новые дома с хорошей инфраструкту­рой. Но это уже не та деревня, к которой мы привыкли, да и сами местные жители настороженно относятся к такому соседству.

Кстати, заброшенная в Брян­ском районе деревня Упрусы стала очень популярна благода­ря тому, что туда в своё время случайно чиновники заехали. Увидели, как там кра­сиво – лес, два озера, и начали активно строиться. Десять домов уже стоят, думаю, этим они не ограничатся. Но всё-таки это боль­ше дачная культура, постоянно там жить никто не собирается.

- В этой связи возникает вопрос, а можно ли в принципе сохранить деревню и есть ли у неё будущее?

- Если её грамотно развивать, то у неё безграничная перспек­тива. Например, в Америке есть так называемые города-деревни. Это частные добротные домики с большим садом и газонами. Жить в таком месте считается престиж­но. У нас же, наоборот, всё делают для того, чтобы люди из деревень уходили и не возвращались. Дорог нет, магазинов нет, а до ближай­ших пять, а то и больше киломе­тров. И никому до этого дела нет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах