А минувшим летом весь регион следил за банкротством крупного асфальтобетонного предприятия.
О том, будет ли в Брянске свой асфальт и можно ли в современных условиях навести на дорогах долгожданный порядок, мы поговорим с Гаджи РАМАЗАНОВЫМ, директором «Спектр Брянск Строй» - предприятия, которое работает сегодня на территории прежнего АБЗ.
- Процедура банкротства, да ещё востребованного завода, всегда связана со слухами, домыслами и пессимистичными прогнозами. Поэтому давайте сразу ответим на главный вопрос: что будет с предприятием, которое из муниципальной собственности перешло в частные руки?
- Оно станет современным перспективным производством с полным сохранением профиля. Не секрет, что в рамках конкурсного аукциона московская компания приобрела эти активы за 140 миллионов рублей. Это солидные инвестиции, и в нынешней экономической ситуации их можно было бы вложить гораздо выгоднее. Но инвестор понимает насколько необходимо сегодня подобное предприятие Брянской области, и насколько перспективна сама дорожная отрасль. Поэтому для дальнейшей работы завода создали брянскую компанию, которая будет платить налоги здесь, в регионе.
- Но ведь есть государственный «Брянскавтодор», его не достаточно?
- Опыт соседних областей, например, Московской, Калужской или самой столицы, которые могут похвастаться хорошими дорогами, учит нас, что без здоровой конкуренции ни в одной отрасли не обойтись. И в дорожной тоже. Оптимально, когда государственные и частные компании могут поделить рынок пополам. Это выгодно всем. Полноценная конкуренция позволяет бороться за обоснованную цену - она не будет заоблачной и взятой «с потолка». Даёт возможность получить высокое качество - предприятиям выгодно поддерживать свою репутацию, чтобы претендовать на новые заказы. Ещё одно существенное преимущество сильных компаний - сроки выполнения работ. Если у подрядчика есть возможность брать кредиты или он располагает запасом собственных оборотных средств, то не будет сидеть и ждать осени, когда поступит федеральное финансирование. А потом в срочном порядке, любой ценой осваивать эти деньги в зимний период. Так поступают мелкие подрядчики, потому что у них просто нет выбора.
Наше предприятие имеет возможность работать «авансом», то есть весь сезон, когда погода располагает к тому, чтобы вся технология была соблюдена.
- При этом мелким подрядчикам придётся уйти с рынка?
- На самом деле, работы хватит всем. Но хочется, чтобы её, эту работу, делали хорошо. Повторюсь: по-настоящему конкурентоспособны те компании, которые имеют полноценную кадровую и материально-техническую базу: достаточное количество профессиональных рабочих рук, запас инертных материалов и современную технику.
- Если вы считаете себя сильным игроком, получив в аренду имущество бывшего АБЗ, то как же ваши предшественники довели дело до банкротства?
- Что касается предшественников, то ответ на этот вопрос, я думаю, стоит искать в материалах правоохранительных органов. Частные комментарии, думаю, излишни.
Могу сказать только одно - в финансовом, техническом плане, при том подходе к документообороту, к законности помещений и объектов завода в том виде, до которого предприятие довели, не имело права функционировать в принципе.
- Ещё было много переживаний по поводу сокращений, около ста человек остались без работы…
- Деятельность предприятия этого профиля, его техническое развитие, и как итог - создание новых рабочих мест в регионе, напрямую связаны с партнёрством с государством. Исключительно по той причине, что именно государство и есть крупнейший заказчик дорожно-строительных работ. Мы надеемся, что сегодняшние изменения в регионе пойдут на пользу и улучшат жизнь всех брянцев.
Внимательно ознакомившись с заявлениями губернатора Александра Богомаза, которые перекликались с посланием нашего президента Владимира Путина Федеральному собранию, мы уверены, что структура, которую создают на базе Брянского АБЗ, необходима и идеально вписывается во все программы по обеспечению честной, качественной и открытой работы.
Именно поэтому наши инвесторы, несмотря на печальный предыдущий опыт инвестиционной работы на Брянщине, приняли решение сохранить рабочие места на заводе. Сегодня, хотя предприятие ещё не ведёт коммерческой деятельности, мы оставили более сорока рабочих мест. Мы создаём на заводе принципиально новый социальный и моральный климат исключительно с надеждой на долгосрочное партнёрство с руководством области, направленное на конкретную качественную взаимовыгодную работу на благо региона.
- Вы упомянули, что основная борьба идёт за госконтракты, но ведь и спрос по ним в разы выше. Вы готовы?
- Да, конечно. Мы вкладываем средства в модернизацию предприятия, приводим территорию в нормальное состояние, собираем коллектив. Заручились партнёрством и поддержкой сильных игроков Брянского региона, а также Москвы и Московской области. К началу сезона будем полностью готовы на самом высоком уровне. И не только для производства асфальта, но и ко всему комплексу дорожно-строительных работ в соответствии с самыми последними мировыми стандартами.
Мы также понимаем, насколько важны имидж, авторитет. У нас и наших партнёров, московской компании ОАО «Центродорстрой», давно сформировалась репутация сильных и надёжных партнёров, и потому мы бы хотели реализовать накопленный опыт в Брянском регионе.
- Сейчас так много говорят о государственно-частном партнёрстве (ГЧП), это на самом деле настолько перспективно?
- В 2012-2013 годах наша команда финансировала и участвовала в разработке закона о ГЧП на примере Брянской области. Эту работу мы проводили совместно с международной юридической фирмой HerbertSmithFreehills - основным консультантом правительства страны в вопросах ГЧП.
Но, к сожалению, наша идея не нашла отклика у предыдущих руководителей Брянщины. На самом же деле этот закон просто необходим. Он гарантирует исполнение взятых на себя обязательств как государству, так и представителям частного бизнеса, и соответственно очень ограничивает возможности нечистоплотных представителей власти в ведении нечестной игры. Ведь любого предпринимателя интересуют прозрачные, понятные правила работы, без откатов, необходимости иметь влиятельных знакомых, без страха преследования контролирующими органами по надуманным фактам. Без всего, что мешает развиваться обществу, государству и частным предпринимателям и на что обратил особое внимание президент РФ в своём послании Федеральному собранию.
- Это все понимают, но точно также все понимают, что дорожникам выгодно, когда срок службы асфальта невелик…
- Ни в коем случае! Не выгодно! Это искажённое мнение. По условиям госконтрактов все подрядные организации несут гарантийную ответственность за выполненную работу. Важно понимать, что закон должен быть одинаков ко всем участникам рынка, а не использоваться в качестве карательной меры для устрашения нежелательных конкурентов. При таком положении вещей и дороги будут сделаны качественно, и ответственность каждого подрядчика будет на высоком уровне.
Для этого необходимо, чтобы в регионе действовала независимая квалифицированная лаборатория проверки качества дорожного покрытия. Подчеркну - независимая. Которая в первую очередь имела бы возможность давать открытую информацию в СМИ.
- А как быть с теми, кто пока не дорос до подобного уровня самосознания?
- Им надо расти. Потому что по-другому жить нельзя. Нельзя строить бизнес на законах кумовства или «рука руку моет». Не говоря уже о чести. О том, что каждый как минимум должен гордиться тем, что делает.