В этом году звание «Учитель года» в ежегодном региональном этапе конкурса присудили преподавателю обществознания и истории Брянской гимназии №3 Сергею Чернышову. За 30 лет педагогического стажа он сумел привить любовь к истории не одному десятку брянских мальчишек и девчонок, а некоторые воспитанники настолько вдохновились его личным примером, что выбрали для себя профессию учителя. Впрочем, даже после окончания педагогического вуза подавляющее большинство молодых педагогов не торопятся идти в школу, выбирая более высокооплачиваемую и перспективную альтернативу.
Эра бизнесменов
Ольга Момот, «АиФ Брянск»: Сергей Валерьевич, по вашим личным ощущениям, престижен ли сейчас труд учителя?
Сергей Чернышов: После 1990-х наше общество разучилось ценить знания, гораздо важнее сегодня материальные ценности, которые трудно найти в школе, поэтому престиж профессии педагога снижается. Молодёжь идёт в учителя неохотно, их больше манит торговая сфера. Удачный предприниматель – это престижно, работник госслужбы - вообще отдельная привилегированная каста, а учитель...
- Но ведь дело не только в экономическом упадке?
- Безусловно. Если раньше педагоги в России являлись даже не средним, а привилегированным классом, то, к сожалению, XX век этот статус заметно понизил. Во времена СССР мы стали не слоем, а прослойкой. Звучит не гордо, согласитесь… С тех пор учителей воспринимают как людей, которые обязаны делать всё и при этом не имеют права что-то требовать. Это тоже весомая причина, по которой молодёжь сознательно выбирает для себя ту среду, где они смогут реализовать и желание зарабатывать, и получить высокий социальный статус в обществе.
- Всем очевидно, что давно уже пора поднимать и статус российского учителя, но что для этого нужно?
- Для начала нужно научить и взрослых, и детей по-другому воспринимать саму профессию. Например, в Польше уволить учителя практически невозможно. Для этого нужен действительно весомый повод, а не мнение одного родителя. Да и зарплата педагогов там выше, чем средняя по стране. Если человек работает в школе, то он защищён и государством, и профсоюзом. И так во многих европейских государствах. Чего не скажешь о нашей стране. Кстати, аналогичная проблема была и в Белоруссии, но за 15 лет реформ образования там в корне изменили отношение к учителям. Сейчас поднимают престиж учёных.
Будем оптимистами
- Современные дети – не подарок, как вы находите с ними общий язык?
- Самое важное качество учителя, на мой взгляд, - это оптимизм, потому что он помогает преодолевать трудности. При этом если ты хорошо работаешь, то трудности неизбежны. Ещё, конечно, важно обладать таким качеством, как доброта. Иногда вот хочется разозлиться на ребёнка, но потом понимаешь, что нельзя. Это всё равно, что ругать своих детей. Ты можешь на них злиться, но если выйдешь из себя, тут же пожалеешь.
- Титул «Учитель года» к чему-то дополнительно обязывает?
- На этот счёт есть такой анекдот: первоклассник проходит мимо детского сада, а ребята у него спрашивают: не хочешь поиграть? И он отвечает: я б не отказался, но статус не позволяет. Конечно, любое звание предполагает, что, получив его, человек станет предъявлять к себе более высокие требования, строже относиться к своим урокам, общению с учащимися и их родителями.
- Мужчина-педагог в школе - большая редкость, почему принято считать, что в учительской среде работают преимущественно женщины?
- Наверное, потому, что главная роль школы и учителя - воспитательная, а женщины в силу своей природы с этой функцией справляются куда лучше, чем мужчины. Хотя я бы поспорил с такой статистикой. Например, когда я учился на истфаке, ребят на факультете было значительно больше, чем девушек. И многие после выпуска пошли работать в школы. Если же брать в историческом плане, то в дореволюционной школе Российской Империи скорее женщина являлась редкостью в школе. В то время в образовательных учреждениях служили в основном мужчины.
Оценка как стимул
- Все дети разные, у каждого свои возможности, свои способности. При этом требования для всех едины, остаётся ли в школе место для индивидуального подхода?
- Дети априори не могут быть одинаковыми. У кого-то хорошо получается писать сочинения, у кого-то - рисовать, всё сугубо индивидуально. Главное, чтобы, несмотря на свои разные таланты и характеры, они хотели и умели работать вместе, учились помогать друг другу. Для этого необходимо найти подход к каждому из них, и хороший учитель будет этим заниматься.
- Так недолго и любимчиков завести, как же объективность?
- Любая позиция всегда субъективна, потому что у меня одно видение, у ребёнка и его родителей - другое. Объективность здесь заключается лишь в том, чтобы все три позиции совпали. Иногда для этого родителям нужно объяснять, что с их сыном или дочерью всё хорошо, но он не знает исторических дат, вот и отстаёт в предмете от сверстников. И когда родитель поймёт, в чём именно заключается проблема, то сможет конструктивно помочь.
- А можно современного ребёнка увлечь чем-то по-настоящему, как раньше?
- Один из моих любимых приёмов - местное краеведение. Детям всегда интересен живой пример, особенно когда за ним далеко ходить не надо. Недавно мы с семиклассниками организовали «Маршрут памяти» по Новостройке. Хоть это один из самых молодых районов Брянска, но здесь очень много интересных памятников. Ребятам такой урок истории очень понравился, и теперь они с удовольствием делятся своими открытиями с другими.