Примерное время чтения: 7 минут
311

Мир увлечений. В брянском Доме детского творчества можно найти дело по душе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 29/03/2017

О том, охотно ли дети посещают кружки, как и чем увлечь современного ребёнка после школьных занятий, «АиФ - Брянск» рассказала педагог по классу гитары ДДЮТ им. Ю. А. Гагарина и художественный руководитель оркестра народных инструментов «Белый город» Татьяна Москалец.

Союз балалайки и бас-гитары

Дарья Кулагина, «АиФ - Брянск»: Родители прежде всего заботятся о том, чтобы ребёнок получал хорошие оценки, нанимают для этого репетиторов. А о том, чем занять детей после школы, порой забывают...

Фото: АиФ Брянск

Татьяна Москалец: Я бы не согласилась. Сегодня в кружки приходит намного больше ребят, чем несколько лет назад. Папы и мамы рады, что их сын или дочка занимается чем-то полезным в свободное время, а многие родители просто увлечены идеей раннего развития детей.

- Татьяна Михайловна, ребята сами проявляют интерес или это больше желание родителей?

- Зависит от возраста. Малышей, конечно, обычно приводят взрослые. Хорошо, если родители сумели заметить склонности ребёнка и учесть это при выборе кружка или секции. Тогда он с удовольствием будет приходить на каждое занятие. Худший случай, когда, например, бабушка говорит внуку: «Твой дедушка играл на баяне, и ты должен». Хотя ему это неинтересно, он какое-то время выполняет волю взрослых, но потом всё равно перестаёт заниматься и уходит.

А вот подростки, как правило, сами выбирают свои увлечения, им сложнее что-то навязать.

- Но и среди них не все остаются надолго в творческом коллективе. Как педагог может увлечь ребёнка?

- Трудный вопрос... (задумывается). Думаю, наверное, нужно постараться почувствовать и удовлетворить потребности подростка. Одни ребята стремятся завоевать авторитет среди сверстников, другие - к общению в интересной компании, а кто-то хочет самореализоваться, познавать мир музыки и творить. Если поймёшь мотивы ребёнка - сможешь его «зацепить».

Также важно предложить то, что созвучно детям этого поколения. В нашем коллективе на народных инструментах исполняют и современную музыку. Мы модернизировали даже состав оркестра, в котором одновременно звучат балалайка, домра, баян и бас-гитара с ударной установкой. Это значительно расширяет наш репертуар, который включает и популярную музыку, и музыку из кинофильмов, и джаз, и рок. Новый взгляд на хорошо знакомые вещи очень привлекает ребят. Так можно постепенно пробудить интерес и к классической, и к народной музыке. А когда подростки понимают, что могут сыграть шедевр, это их окрыляет.

Досье
Татьяна Москалец родилась в Брянске. Окончила Орловский институт культуры по специальности «руководитель оркестра народных инструментов». Работала учителем в школах и гимназиях города. С 2005 года трудится в ДДЮТ имени Ю. А. Гагарина. Возглавляемый ею оркестр народных инструментов «Белый город» - единственный в системе допобразования области носит звание «Образцовый детский коллектив», неоднократный лауреат областных, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.

Личность педагога тоже играет свою роль. Нужно постоянно развиваться в профессии, использовать новые педагогические подходы и технологии. Любовь к своему делу, инструменту, на котором играешь, передаётся детям. Я очень рада, что многие мои коллеги в студии инструментальной музыки при оркестре - профессиональные исполнители, известные в нашем городе и за его пределами.

Нужны спонсоры

- В советское время кружки помогали школьникам не только развивать способности, но и порой найти дело всей жизни. Возможно ли сейчас, чтобы увлечение переросло в профессию?

- Среди моих воспитанников много тех, для кого музыка остаётся хобби, некоторые поступают в музыкальное училище. Не скрою, меня радует, что смогла привить любовь к своему предмету, но я порой их отговариваю от того, чтобы они становились профессиональными исполнителями. На мой взгляд, сегодня лучше получить другую специальность, которая будет приносить стабильный доход, а музыкой заниматься в свободное время.

Хотя это, конечно, их выбор.

Фото: pixabay.com/ falco

- А чем вообще отличается современное дополнительное образование от советского?

- За всё дополнительное образование не скажу. Лично мне в школьные годы участие в оркестре народных инструментов при ДК БМЗ давало возможность путешествовать. Каждое лето я ездила на конкурс или фестиваль. Сейчас все расходы на поездки ложатся на плечи родителей. И если занятия музыкой доступны практически любой семье, то найти деньги на то, чтобы отправить ребёнка на конкурс, для многих затруднительно. Даже если ребёнок талантливый, он сможет выступать только на местном уровне. Другие, более серьёзные сцены ему, к сожалению, могут быть недоступны.

Детским творческим коллективам очень нужна помощь спонсоров, благотворительных фондов, грантовая поддержка, собственный транспорт.

Хорошо, если родители сумели заметить склонности ребёнка и учесть это при выборе кружка или секции. Тогда он с удовольствием будет приходить на каждое занятие. Худший случай, когда, например, бабушка говорит внуку: «Твой дедушка играл на баяне, и ты должен». Хотя ему это неинтересно, он какое-то время выполняет волю взрослых, но потом всё равно перестаёт заниматься и уходит.

- Было время, когда Дома детского творчества закрывали. Теперь снова заговорили об их важности. Нужно ли создавать новые учреждения и хватает ли кружков в школах?

- Думаю, что сперва хорошо бы навести порядок в тех Центрах творчества, которые есть. Учреждения в районах области оснастить всем необходимым, сделать ремонт, укомплектовать педагогический состав. Что касается общеобразовательных школ, то там, на мой взгляд, стоит вопрос о квалификации педагогов. Всё-таки дополнительное образование имеет свою специфику, а потому требует особых знаний и навыков.

Подайте пример

- Если в 1990-е боялись, чтобы подростки не попали в плохие компании, то сегодня возникла новая опасность - «группы смерти» в соцсетях, которые забрали уже не одну молодую жизнь. Как родителям организовать досуг ребёнка, чтобы не допустить беды?

- Вести в музыкальную студию (смеётся). Кстати, психологические исследования показывают, что ребёнок, занимающийся музыкой, не склонен к суициду. Игра на инструментах развивает не только мелкую моторику, но и интеллектуальные и нравственные черты. Не сомневаюсь, что и другие кружки и студии оказывают только положительное влияние на подростка, главное, чтобы они ему нравились. Здесь у ребят есть возможность общаться, обмениваться своими открытиями и ценностями, формировать идеалы. А родители должны сами показывать пример, это лучше тысячи слов. Не случайно в слове «образование» угадывается корень «образ».

- Но многих подростков от компьютера не оторвать...

- Отрывать полностью и не надо. Информационные технологии - это уже часть нашей культуры, нужно просто научить детей правильно ими пользоваться, сделать средством достижения цели. Например, находить полезную информацию или применять в творчестве. И тогда проблем наверняка не возникнет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах