Примерное время чтения: 7 минут
3806

Немой вопрос. Почему современные дети поздно начинают говорить

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 11/04/2018

Каждое второе обращение в брянские развивающие центры связано с задержкой речевого развития. Ещё в учебниках 1980 годов педиатры считали, что ребёнок в полтора года должен составлять предложение из трёх слов. А сегодня на это способны не все малыши и к трёхлетнему возрасту.

По мнению консультанта психологии раннего возраста Анастасии Орловой, это настоящая проблема XXI века. А парадокс в том, что свою роль тут сыграл именно технологический прогресс современного общества.

Детям не игрушки

- Анастасия, так в чём по вашему мнению причина долгого молчания нынешних детей?

- С одной стороны почти все роды теперь стимулируются, что порой приводит к различным травмам шейного отдела позвоночника у младенцев. Но большинство неговорящих мальчиков и девочек физически здоровы. Думаю, на это повлияло несколько факторов.

Раньше преимущественно жили большими семьями, с бабушками и дедушками, братьями и сёстрами. Была постоянная коммуникация как пример для ребёнка. И поддержка молодой маме со стороны родственников. Сейчас пара старается перебраться отдельно, мамочка должна и младенцу время уделять, и по дому хлопотать, и готовить ту же еду, пока муж на работе, а значит, малыш чаще оказывается изолирован. К тому же один ребёнок в семье уже норма, и ему просто не за кем тянуться. Родители пытаются заполнить такую пустоту гаджетами, телевизором или якобы развивающими интерактивными игрушками, которые что-то произносят. Но это наоборот тормозит речь, ведь механическое проговаривание ребёнок не воспринимает, ему нужен живой контакт со взрослым, некая провокация на повторение сказанного, активизация речи. С малышом необходимо постоянно заниматься: читать книжки, петь песни, играть. Сам по себе он не заговорит. Зато чем чаще мама с ним взаимодействует, тем быстрее это произойдёт.

- И всё же, когда стоит ждать первых слов?

- После года, иногда раньше. По-хорошему, в полтора года ребёнку положено составлять короткое предложение, состоящее, например, из обращения «мама», призыва «дай» и идентификации конкретного предмета, который он хочет получить, будь то бутылочка или яблоко. А в три года должны появляться уже связные предложения, и речь полностью устанавливается.

- А правда, что мальчики позже начинают говорить?

- Скорее тут дело не в гендерных различиях детей, а в их темпераменте. Холерики скорее заговорят, это более подвижные дети, им хочется как-то себя выражать. Важно тут и физическое развитие, поэтому полезно грудничковое плавание, массажи, специальные упражнения.

От действий - к словам

- Речь своей дочки вы развивали необычным способом. Расскажите об этом опыте.

- Мне понравился пример семьи педагогов Никитиных, которые воспитали семерых детей и стали авторами оригинальной методики раннего развития через физические упражнения путём сопоставления названий и действий. Созданная ими система признана не только у нас в стране, но и в Америке, Японии и Германии. А в штатах учат ещё не говорящих детей показывать что-то движением, так проще взрослым понять ребёнка, а ему - нас.

После одного года у ребенка должны появиться первые слова

Когда у меня появилась дочка, тоже решила попробовать подобные практики и выучила русский жестовый язык глухих, максимально упростив его, чтобы Амалия могла показать элементарные вещи. Я говорила ей что-то и сразу подкрепляла это жестом. К шести месяцам она пыталась показать, что хочет и произнести нужное слово. В восемь месяцев дочь знала уже три слова и порядка десяти различных движений. Пусть и не совсем полноценно их показывала, но пыталась. Допустим, «папа» - это перемещение руки от одного уголка рта к другому, и она старалась туда попасть и сказать слово. Или «на улицу» очень сложно повторить в таком возрасте, но движение элементарное - рука скользит по второй руке. Когда одевала своего ребёнка на прогулку, говорила ей, куда мы идём, а она уже сама показывала это жестом, то есть между ним, выражением и конкретным действием выработалась прямая ассоциация.

Сейчас в два года дочка общается как взрослый человек, пусть и не все звуки пока выговаривает, но легко читает четверостишия, а жестовый язык полностью заменился словарным. Если название какого-то предмета она не знает, то спрашивает.

- Анастасия, многие считают, что с ребёнком нельзя «сюсюкаться», мол, он перенимает манеру. Это так?

- Психологи полагают, что «уси-пуси» появились из-за того, что взрослые просто не знали, что делать с ребёнком и о чём с ним говорить. Когда вы пытаетесь картавить или шепелявить, малыш тоже повторяет коверканные слова. Общение до полутора-двух лет нужно упрощать до подлежащего и сказуемого, но в правильной форме. А вот использовать имитацию звуков вовсе не противопоказано, к примеру то же «би-би» хотя бы позволит определить его просьбу и подать машинку.

Только спокойствие

- А какую роль играет интонация? К сожалению, порой родители и прикрикнуть могут...

- Крик - форма эмоционального насилия, а в нём смысла точно нет. Считается, что детям до трёх лет, а мальчикам до семи, нужно подкреплять запрет действием. Не сидеть на диване и орать, мол не трогай, а подойти, убрать руку и сказать, что нельзя это делать. Ребёнок поймёт и спокойный посыл. Но когда он чем-то сильно увлечён, то может попросту вас не слышать.

- Тем не менее в магазинах у самих детей случается настоящая истерика, когда им запрещают что-то брать. Как тут вести себя родителям?

- Запрет - это вопрос рамок и границ, и их стоит правильно выставлять с раннего возраста. С ребёнком постарше можно заранее договориться, выяснить, чего он хочет, чтобы учесть и его мнение при покупках в супермаркете. Или объяснить, что в этот раз берётся только необходимая еда по списку.

А вот для малышей яркие торговые центры со скоплением людей становятся серьёзной нагрузкой в плане усвоения информации. Там они быстро утомляются, и могут плакать не из-за запрета, а чтобы привлечь к себе внимание и продемонстрировать, что их нервная система перевозбуждена. Но ребёнок не способен затормозить, и впадает в истерику. Поэтому делать покупки с детьми лучше максимально оперативно, а если есть возможность, то и вовсе не брать их с собой.

- Выходит, маленькому человеку требуется не только постоянное общение, но и правильное понимание его детской психики?

- Да. До трёх лет малышам важно индивидуальное внимание значимого взрослого. Хотя физиологически женщинам поздние дети даются сложнее, но психологически таким новорождённым комфортнее. Ведь зрелые мамы осознаннее подходят к воспитанию своего чада, готовятся к его появлению, заранее изучают его возрастные потребности, чтобы вовремя их удовлетворить. Дамы после 30 лет, как правило, состоялись и в карьере, и ментально, поэтому более ответственны, не отдают ребёнка рано в садик, где один воспитатель на группу из 25-30 человек, а сами стараются его учить и чувствовать. Возможно, поэтому бытует мнение, что из поздних детей часто вырастают гении.

Досье
Анастасия Орлова родилась в Днепропетровске. Живёт в Брянске. Имеет высшее педагогическое образование. Сертифицированный консультант психологии раннего возраста, работает совместно с логопедом. Является руководителем детского развивающего центра.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах