Примерное время чтения: 6 минут
109

"Европротокол"? Давайте подождём

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 24/02/2009

Экспертный совет

"Аргументы и факты-Брянск" и журнал "Совет эксперта" собрали за "круглым столом" специалистов, которым на практике придётся применять "теоретические" посылы нового законодательства. В экспертный совет вошли: начальник отдела по урегулированию убытков брянского филиала "Росгосстраха" Андрей Веретельников, специалист по урегулированию убытков Брянского филиала страховой группы "Согаз" Василий Слободько, директор регионального представительства страховой группы "Спасские Ворота" Владимир Колзунов, специалист по страхованию страхового общества "Россия" Виктор Орлов.

Их мы попросили рассказать о том, что ожидает жителей Брянщины, решивших воспользоваться преимуществами изменения законодательства.

Догоним Европу?

Легенда о том, что для получения страховки на Западе участникам ДТП достаточно обменяться визитками, близка к истине. В Европе водители столкнувшихся автомобилей сами составляют схему ДТП, подписывают её и мирно прощаются. Затем каждый обращается в свою страховую компанию. Потерпевший получает компенсацию по обязательному страхованию. А виновный... тоже получает компенсацию: любят европейцы страховаться, так что у большинства есть ещё и страховка "от всех рисков" - КАСКО.

В Брянске ситуация выглядит иначе. Любая царапина на бампере превращается в колоссальную проблему, и не только для тех, кто попал в аварию. Пока водители ждут ГАИ, пока те производят замеры, полгорода стоит в пробке.

Но и в России решили последовать европейскому примеру и

1) разрешить не вызывать ГИБДД, если оба участника целы-невредимы, едины во мнении, кто из них виноват, а ущерб не превышает 25 тысяч рублей;

2) обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию, а не в компанию виновника.

Первое назвали "европротоколом", второе "прямым урегулированием убытков". Работали над документами несколько лет, в июне прошлого года приняли. Да только ни страховые компании, ни общество к такой цивилизации оказались не готовыми. Поэтому намеченное на 1 декабря 2008 года вступление "европротокола" в действие отложили. До создания единого клирингового (расчётного) центра по выплатам, реестра экспертов-техников, единой информационной системы. И поскольку с 1 марта документ вступает в силу, нужно понимать, что всё это страховое многообразие создали.

Закон -

это полдела

Оказалось не всё так радужно. Как пояснил Василий Слободько, для того чтобы закон начал эффективно работать, должен действовать ряд механизмов. Например, единые стандарты оценки ущерба независимыми техническими экспертизами. Сейчас существует ряд официальных документов, которые хоть и не принципиально, но отличаются друг от друга. Должен быть разработан и механизм, по которому в случае прямого урегулирования убытков, исключалась бы возможность неплатежей. Проще говоря, сегодня нет гарантии, что, оплатив своему клиенту ущерб, страховая компания не получит отказ, обратившись к коллегам, клиентом которых является виновник ДТП.

Понятно, что такая практика в конечном итоге отразится на нас с вами. Ведь, получив несколько отказов, страховые компании начнут выстраивать стратегии по снижению собственных рисков...

Существующие сегодня типовые схемы по определению виновного в ДТП охватывают не весь спектр случаев. К слову, во Франции их 51, что включает порядка 90 % разновидностей ДТП, у нас их значительно меньше. Разработаны эти схемы были ещё в 2003 году, и страховые компании ими практически не пользовались. Значит, могут возникать спорные ситуации. А если на месте не было сотрудников ГИБДД, кто выступит арбитром?

Сам себе адвокат?

Владимир Колзунов подчеркнул, что закон потребует значительного повышения гражданской ответственности и правовой грамотности автовладельцев.

В отношении прямого урегулирования убытков за нами остаётся право выбора: идти в свою страховую компанию или в компанию виновника ДТП. Преимущества обращения в свою страховую компанию очевидны: она заинтересована удержать клиента, а потому не будет искусственно уменьшать сумму ущерба и излишне тянуть с выплатой. Но прямое урегулирование возможно на определённых условиях. Если участников ДТП не более двух, если нет ущерба по здоровью и ряда других.

Есть ограничительные условия и для случаев, подпадающих под "европротокол". Участники "круглого стола" рекомендовали всем обладателям полиса ОСАГО проконсультироваться в своих компаниях, а также обратить внимание на то, что помимо самого полиса вам обязаны выдать ещё и подробное описание условий страхования и бланки, которые потребуются в случае ДТП.

В ходе двухчасовой беседы мы выяснили, что вопросов, связанных с нововведением, пока значительно больше, чем ответов. Например, как должна выглядеть схема ДТП, составленная участниками без привлечения милиции, чтобы не стать причиной отказа в выплате? Мнения наших собеседников разошлись: одни уверяли, что элементарного рисунка будет достаточно, другие считали, что в схеме должны быть отражены замеры, как это бывает в схемах ГИБДД. В спорных случаях компании станут проводить внутреннее расследование, а это время... В ряде случаев потребуется обращение в суд...

Что делать-то?

И если мнения представителей страховых компаний расходятся, то можно представить, какая путаница в головах автовладельцев.

Поэтому наши гости дали жителям Брянщины ряд рекомендаций. О необходимости проконсультироваться мы уже говорили. Кроме того, отныне более разборчиво следует относиться к выбору страховой компании, ведь обращаться в неё потребуется уже не только тому, кого, не дай бог, стукнете вы, но и вам тоже. И вряд ли вы обрадуетесь, не обнаружив компании, чей полис так дёшево купили. Если решите воспользоваться "европротоколом", то есть не будете вызывать ГАИ, то обязательно запишите номер страхового полиса виновника ДТП, его паспортные данные, а также паспортные данные двух свидетелей происшествия. После того как разъедетесь, не поленитесь зарегистрировать факт ДТП на ближайшем посту ГАИ. Тем более, что этого требуют правила дорожного движения.

Но Василий Слободько всё-таки рекомендует первого марта не бросаться в "европротокол", как в омут с головой, а дождаться, когда процесс отрегулируется. Пока же лучше по старинке вызывать милицию, чтобы, сэкономив два часа, не потерять значительно больше времени впоследствии. ОСАГО тоже поначалу доставляло немало мороки и страхователям, и страховщикам. Но сегодня уже идёт по накатанной. Правда, прошло больше пяти лет.

Вот чего в результате нововведений точно станет больше, так это попыток мошенничества. Многие не выдержат искушения "слупить" денег за давнишний въезд в столб, а добрый сосед всегда придёт на помощь, взяв на себя вину. Кому-то удастся уговорить водителя КАМАЗа "переиграть" схему ДТП, а деньги "располовинить".

Говорят, изобретательности брянских автомобилистов по части сочинять ДТП-версии, можно позавидовать. Да только на таких предприимчивых в любой приличной страховой компании "чёрный список" имеется. Два года назад составили, когда был всплеск дорожных афёр.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно