Последнее правильно ещё и потому, что именно в ней почти сто лет назад художнику Врубелю явился его сказочный "Пан".
Усадьба, ставшая историей
УСАДЬБА живописно раскинулась на склоне правого высокого берега Десны. Начала она складываться в начале XIX века, когда был заложен парк. В 1899 году усадьба перешла к князю В. Н. Тенишеву (1843‑1903) инженеру, одному из основателей брянского рельсопрокатного, железоделательного, сталелитейного и механического завода. Занимался он также математикой и этнографией. Князь переустраивает усадьбу: возводит в 1890 году каменный дом с рядом служб и реконструирует парк. Сейчас от усадебных построек сохранились лестницы от веранды главного дома, несколько перестроенных хозяйственных корпусов и отдельные парковые сооружения - "железные ворота", гранитный спуск к реке и арочный мост через овраг. К жене Тенишева Марии Клавдиевне, известной меценатке и покровительнице искусств, коллекционеру и художнице, основательнице мастерской в Талашкине и музея в Смоленске, съезжались лучшие представители русской культуры. В августе 1896 года здесь останавливался Репин. Сохранилось несколько его рисунков с видами Хотылёво. Из залов дома часто слышались звуки фортепиано, но подлинную известность усадьбе принёс Михаил Врубель, написавший здесь своего легендарного "Пана". У четы Тенишевых он гостил вместе с женой, певицей Н. Забела-Врубель и её аккомпаниатором, композитором и педагогом Б. Яновским.
Явление козлоногого божества
А ЯВИЛСЯ Врубелю его "Пан" следующим образом. Работая на террасе усадьбы над портретом жены, художник зачитался книгой, в которой описывался культ древних греков, посвящённый богу лесов Пану. Повествование настолько увлекло его, что, подойдя утром к холсту, он буквально в один сеанс поверх готового портрета жены изобразил козлоногого Пана с его волшебной свирелью. Единственным напоминанием о первоначальном замысле художника остался лишь пейзаж за спиной у мифического персонажа, открывающийся с террасы дома Тенишевой в Хотылёве. Как известно, Пан в греческой мифологии - божество стад, лесов и полей. Образ Пана навеян рассказом Анатолия Франца "Святой сатир". Персонаж Врубеля полностью соответствует тексту Франца: "На убелённой сединой темени торчали затупившиеся рожки. Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую видны были наросты на шее. Жёсткие волосы торчали на его груди. Густая шерсть покрывала ноги от бёдер до ступней с раздвоенным копытом". Слияние фантазии и природы произошло полное. В этой картине Врубеля с большой силой проявились поэтические мотивы русских сказок. В произведении передана прохлада таинственного вечера, когда на горизонте появляется месяц, а ветки берёз клонятся под лёгким ветром. Недвижны пушистые седые волосы Пана - он пришёл из сказки и неподвластен силам природы. Синева его прозрачных глаз спорит с цветом маленького озера, а сам он как бы вырастает из земли.
Первой появление на свет этой удивительно сказочной картины увидела Мария Тенишева. Сейчас "Пан", написанный в Хотылёве, хранится в Третьяковской галерее.