aif.ru counter
84

Зона особых интересов Кому и зачем нужны таможенные реорганизации

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 06/05/2008

Над ней постоянно витает пряный такой дымок таинственности. Прикрытости... Не всегда ясно, что, почему и зачем творится в недрах таможенного королевства. Время от времени происходят громкие и захватывающие скандалы. Помните, как в середине 90‑х годов шеф Брянской таможни был арестован? Потом признан невменяемым? Потом невменяемого вновь восстановили в должности. Совсем недавно почти такая же беда случилась с другим начальником таможни - Александром Васбулатовым. Правда, здесь до провозглашения невменяемости не дошло.

В Брянскую таможню пришёл очередной руководитель - Сергей Чернышов. Новая метла начала мести жестоко. В интервью журналу "Таможня" Чернышов поведал, что "были уволены все заместители начальника таможни, начальники служб, почти все начальники таможенных постов и начальники ведущих функциональных отделов". Разогнали, короче, всю верхушку. Правда, непонятно за что. Ежели за коррупцию - почему всего лишь уволили, а не посадили?

Про г-на Чернышова сразу же пошли легенды. Дескать, был он крутейшим бизнесменом на Ставрополье. И что даже уголовное дело на нём висит.

Имеют ли данные слухи под собой основание - суть не в этом. Мало ли кто кем был в прошлом. О человеке судят по нынешним его делам. Известен случай, когда древнеримский таможенник стал святым апостолом и евангелистом. Отчего же бизнесмен не может стать таможенником?

Дела же творятся вот какие. Неизвестно, связано ли это с приходом нового начальника или нет, - в системе Брянской таможни грянула реорганизация.

Пост, который видят в гробу

Число таможенных постов решено сократить. В частности, объединить Советский и Карачевский таможенные посты в единый Брянский. Расположен он будет на трассе Москва - Киев в районе поворота на Белые Берега.

Слияния типа этого всегда объясняют одинаково. Сокращается число чиновников, уменьшаются средства на их содержание, оставшиеся начинают трудиться в поте лица, повышая эффективность и производительность. Но, во-первых, как-то незаметно, чтобы эффективность учреждения всегда зависела от численности его персонала. Во-вторых, чиновники - они тоже люди. Многие из тех, кто попадает под сокращение, годы и годы проработали в таможенной службе. В любом случае их придётся трудоустраивать. Тем же, кто останется, будет не намного легче. Советский таможенный пост расположен совсем не близко, на окраине Брянска - в посёлке Большое Полпино. Но добираться туда легче, чем в окрестности Белых Берегов. Представьте: каждый день ездить в те края на работу из Нового Городка (в этом микрорайоне проживает немало таможенников).

А каково предпринимателям! Как сказала одна экспрессивная дама: "В гробу бы я видела этот пост, в Берега мотаться...". Надо сказать, даме этой грех особо жаловаться. Есть у неё личный транспорт. Ну, потратит в месяц лишний десяток - другой часов да пару - тройку тысяч на бензин... Правда, с парковкой предвидятся трудности... Но вот у тех, кому добираться придётся своим ходом, проблем будет значительно больше. Надо сказать, что в более‑менее крупных фирмах таможенными делами занимаются, как правило, менеджеры среднего звена. Чаще всего "безлошадные". И уж им - то придётся хлебнуть поездочек "на перекладных".

Стон у двух океанов

Надо сказать, опыт подобных реорганизаций имеется. Опыт свежий и печальный.

В апреле на сайте tks. ru, посвящённом таможенным делам, опубликованы два похожих материала. Первый - о том, как в Калининградской области объединили три таможенных управления. В результате - непонятные и болезненные заморочки с сокращениями. Неудобства предпринимателям, которым "придётся для растаможки грузов тратить время, топливо и деньги".

Да ещё и переплачивать за услуги СВХ (складов временного хранения). Вновь созданные посты не справляются с наплывом грузов, на складах не хватает мест. В частности, мясопереработчикам пришлось останавливать производство, отправлять рабочих в неоплачиваемые отпуска.

Балтийское море, на берегах которого расположен порт Калининград, является, как известно из географии, заливом Атлантического океана. Порт Владивосток находится на другом конце России и на другом океане - Тихом. Но и там стоит стон деловых людей, вызванный бардаком и таможенными заторами. Причины всё те же: реорганизация с ликвидацией таможенных постов. Конечно же, под знаком "оптимизации", "борьбы с серыми схемами". На деле же "в результате реорганизации... сократился штат занятых в оформлении и выпуске деклараций". Если раньше "таможенники принимали в день до 200 деклараций, сейчас - не более 30. Новые порции автомобилей, приходящих из Японии, выгружать некуда - склады временного хранения переполнены, забита и линия морского причала".

Существует поговорка насчёт способностей некоторых товарищей наступить дважды на одни и те же грабли. У нас, похоже, готовы наступить на грабли третий раз.

Сначала работы, тендер потом

С упомянутыми складами временного хранения на новом Брянском посту (он же старый Карачевский) также предвидится напряжёнка. Как и с подъездными путями. Само здание нуждается в ремонте. Но это, как говорится, дело наживное. Были ли бы деньги.

И вот на сайте tenders. ru появилось извещение о тендере на "выполнение работ по капитальному ремонту Карачевского (Брянского) ТП Брянской таможни. В число работ входят "капитальный ремонт помещений административного здания. Ремонт кровли отапливаемого склада. Ремонт фасада. Ремонт покрытия подъездной дороги к площадке для стоянки автомобилей" и т. д. и т. п. Общая стоимость работ - 14 546 тысяч рублей. Немаленькая сумма. Но оптимизация, как и красота, требует жертв.

Самое интересное, однако, вот в чём. Срок подачи заявок на тендер истекает в 00 часов 7 мая. Но большинство упомянутых в списке работ велось уже в апреле. Часть их к началу мая уже закончена. То есть законность с предоставлением подряда на работы для казённых нужд соблюдена чисто формально. Проделка, скажем так, не вполне корректная.

Для того парня

Вспоминается советский анекдот. Представитель народа Крайнего Севера вернулся в родные края. И с восторгом рассказывает: "Вот у нас плакат висит: "Всё для блага человека!". И в Москве такие плакаты висят. И человека этого я видел, когда был на демонстрации. Он на трибуне Мавзолея стоял...".

Вот и закрадывается подозрение, что все упомянутые выше реорганизации проводятся "для блага человеков", сидящих в начальственных кабинетах. Речь опять-таки не о господине Чернышове. Реформаторский зуд, как видим, охватил самое высокое таможенное начальство. Также мимо Сергея Ивановича могли пройти художества с тендером. Хотя, надо сказать, те, кто такие художества проворачивает, должен быть уверен в своей силе и безнаказанности. К тому же это не первый случай, когда деятельность высших функционеров Брянской таможни вызывает сомнение в их, функционеров, законопослушности. В прошлом году данная организация приобрела квартиры в Брянске, Дятькове, Сураже и Погаре. Естественно, за бюджетный счёт. И по ценам, вдвое превышающим рыночные. Прокуратура вроде бы проводила по этому поводу проверку. Чем она закончилась - пока неизвестно.

В мутной водице непонятных реорганизаций очень ловко ловится жирная рыбка. Не мутят ли воду для "того парня" - высокопоставленного "рыбака"?

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых