В год пятидесятилетия Брянского автомобильного завода свой семидесятилетний юбилей отмечает один из истинных патриотов родного предприятия Василий Стефанович Ячменёв, в настоящее время занимающий должность директора департамента военной и специальной техники Независимой Ассоциации машиностроителей, партнёром которой с 2001 года является Брянский автомобильный завод.
Вся трудовая деятельность Василия Стефановича, а это более 50 лет, связана с машиностроением в целом и с Брянским автозаводом в частности.
В 1957 году вместе с группой молодых специалистов он прибыл на тракторное производство Бежицкого сталелитейного завода, которое позже было выделено в отдельное серийное производство на автозаводе, образовавшемся в 1958 году. На новом предприятии начинал работать в агрегатном, затем в агрегатно‑моторном цехе. Сначала инженером- технологом, потом начальником технологического бюро, заместителем начальника цеха по подготовке производства. Говоря о том периоде своей жизни, В. С. Ячменёв с особой теплотой вспоминает о руководителях, работавших на заводе. По его словам, это были высококвалифицированные специалисты, патриоты своего завода, обладавшие незаурядными организаторскими способностями. "Не жалея ни сил, ни времени они создали коллектив тракторостроителей, благодаря которому в кратчайшие сроки было освоено серийное производство тракторов Т-140, Т-180 и трубоукладчиков Д-804, выпуск которых был доведён до 1400 ед. в год. Наши трактора внесли огромный вклад в строительство Красноярской, Братской и других гидроэлектростанций, добывали золото и алмазы в Сибири. Трубоукладчики на базе тракторов Т-140 и Т-180 участвовали в строительстве нефтепровода "Дружба". Бульдозеры на базе Т-180 строили Асуанскую плотину в Египте, трудились на Кубе и в Афганистане, прокладывали новые дороги в Чехословакии, Болгарии и Греции", - отмечает Василий Стефанович.
В середине 70‑х годов завод приступил к запуску оборудования для изготовления агрегатов автомобилей ЗИЛ-131. Работая заместителем главного технолога, затем главным технологом завода, Василий Стефанович участвовал в освоении производства мостов, раздаточных коробок, балансирных подвесок, коробок отбора мощности.
Время было трудное, работа сложная, сроки её выполнения очень жёсткие, поэтому трудились все не покладая рук - сутками не уходили с завода, забыв о выходных и отпуске. За короткие сроки было отлажено 28 автоматических линий, более 2000 специальных высокопроизводительных станков.
Самым памятным моментом этого периода для Василия Стефановича была работа по отстаиванию интересов завода в Минавтопроме СССР и Госплане СССР. Было затрачено много усилий, чтобы доказать в этих структурах необходимость реконструкции производства агрегатов ЗИЛ-131 ‑ разработки нового проекта, предусматривающего применение высокопроизводительного оборудования, механизации и автоматизации технологических процессов, прогрессивных решений межоперационного транспорта. Технически грамотные обоснования и расчёты, подготовленные службой отела главного технолога, оказались решающими, и Министерство автомобильной промышленности СССР дало согласие на корректировку проекта.
После реализации нового проекта, внедрения новых автоматических линий завод успешно освоил проектные мощности по выпуску 200 тысяч мостов в год для автомобилей ЗИЛ-131. Это было самое крупное производство мостов в Европе.
Шло время, Василий Стефанович благодаря своим трудовым заслугам и активной жизненной позиции продвигался по карьерной лестнице. В 1972 году он был назначен главным технологом объединения "АвтоБАЗ". (Учитывая возросший объём производства и номенклатуру выпускаемой продукции, приказом министра автомобильной промышленности СССР Брянский автомобильный завод в 1972 году был переименован в Брянское объединение по производству автомобилей "АвтоБАЗ"). В этой должности он принимал участие в подготовке и согласовании постановлений правительства, по которым на предприятии были построены новые производственные корпуса общей площадью более 110 тыс. кв. м. Огромные усилия были затрачены на то, чтобы обосновать и доказать необходимость включения в постановление правительства закупку обрабатывающих центров в Японии. Так организовывалось серийное производство более десяти моделей специальных колёсных шасси и тягачей, а в дальнейшем и их модификаций для тактических ракетных комплексов "Луна", "Точка", "Ока", ракетного комплекса "Редут", зенитно-ракетного комплекса "Оса", реактивной системы залпового огня "Ураган" и других артиллерийских систем. Самые хорошие воспоминания этого времени у В. С. Ячменёва остались о лучших специалистах отдела главного технолога, патриотах завода, которые внесли наибольший вклад в подготовку и освоение серийного производства специальных шасси.
"Уже работая в Министерстве автомобильной промышленности СССР, - вспоминает В. С. Ячменёв, - был очень горд за Брянский автомобильный завод, когда на коллегиях министерства по вопросам выполнения государственного плана и экономическим показателям БАЗ неоднократно отмечался как один из лучших заводов автомобильной отрасли".
В 1976 году Василий Стефанович был приглашён на работу в министерство. Но связи с Брянским автомобильным заводом, за долгие годы работы ставшим для него родным, не терял. Постоянно был в курсе всех событий и старался оказывать заводу помощь и поддержку.
В 1980 году он окончил Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР. Более 15 лет проработал начальником Управления Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. За безупречную долголетнюю трудовую и общественную деятельность в машиностроительной отрасли и большой вклад в её развитие Василий Стефанович Ячменёв награжден орденом "Знак Почёта".
Вторая половина 90‑х годов была одним из самых тяжёлых периодов для всей страны. Это время эхом отозвалось на всех предприятиях, в том числе и на Брянском автомобильном заводе. В это время был подписан всем известный Договор о ликвидации ракет среднего радиуса действия, под который попадали и смонтированные на шасси БАЗ оперативно-тактические ракетные комплексы "Луна" и "Ока". Начался процесс сокращения Вооружённых Сил Российской Федерации. Заказы на продукцию БАЗ от Министерства обороны прекратились.
В это трудное время генеральный директор Брянского автозавода Гросс В. И. обратился к министру Минавтосельхозмаша Пугину Н. А. с просьбой о назначении В. С. Ячменёва (по совместительству) директором создаваемого в г. Москве представительства Брянского автомобильного завода, что и было сделано. Позже это представительство сыграло немалую роль в деле возрождения завода. "Были затрачены колоссальные усилия по подготовке обоснований о необходимости сохранения единственного в России завода по производству специальных колёсных шасси и тягачей высокой проходимости, - вспоминает В. С. Ячменёв. Надо отдать должное начальнику вооружения Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-полковнику Ситнову А. П. и начальнику Главного автомобильного управления Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковнику Зазулину Н. А., которые поддержали тогда завод. Наши хождения по правительственным учреждениям и Министерству обороны продолжались около года".
Наконец правительством страны было принято решение об организации на Брянском автомобильном заводе разработки и серийного производства нового семейства большегрузных, высокопроходимых шасси и тягачей грузоподъёмностью от 13 до 18 тонн, получившего название "Вощина-1".
"Вощина-1" создавалась как семейство шасси и тягачей двойного назначения. Ещё на этапе проектирования и испытания шасси для Министерства обороны заводом были разработаны и поставлены для нефтегазового комплекса 3-, 4-, 5-, затем и 6-осные шасси грузоподъёмностью от 13 до 36 тонн.
Работая в условиях Крайнего Севера и Тюмени, шасси хорошо себя зарекомендовали.
Начались поставки шасси для Кунгурского машиностроительного завода и других заводов под монтаж специального оборудования для нефтегазового комплекса.
В 2001 году завод становится партнёром Независимой Ассоциации машиностроителей (НАМС). Возрождение завода напрямую связано с вхождением в НАМС, целью которой как раз и является содействие развитию отечественного машиностроения.
Огромный вклад в развитие Брянского автозавода внёс президент Ассоциации НАМС Баринов Олег Станиславович.
Сотрудничество с Ассоциацией позволило предприятию начать модернизацию производства и реализовать новые уникальные проекты. Вложены значительные средства в реконструкцию производства и обновление основных фондов.
Укрепились связи Брянского автозавода с Ивановским автокрановым заводом. Начала выпускаться крановая техника нового поколения.
С 2002 года В. С. Ячменёв работает директором департамента военной и специальной техники Независимой ассоциации машиностроителей. За этот период при участии Василия Стефановича на Брянском автомобильном заводе было освоено серийное производство специальных шасси и тягачей грузоподъёмностью от 13 до 40 тонн и их поставка для Министерства обороны России и нефтегазового комплекса.
С организацией департамента военной и специальной техники НАМС активно проводится работа по продвижению продукции БАЗ на рынок вооружений и в гражданский сектор, значительно расширились связи со структурными подразделениями Министерства обороны, с предприятиями нефтегазового комплекса. Деловые отношения налажены с ОАО ГСКБ "Алмаз-Антей", ОАО "НМЗ", ФГУП КБ СМ, НИИ "Вектор", ГУП КБ Приборостроения, ОАО НПП "Старт", радиолокационным концерном "Скала", Муромский ЗРИП, ОАО "Тайфун", ОАО "Оборонительные системы" и другими.
Плодотворная работа с организациями Министерства обороны России позволила применять шасси и тягачи "БАЗ" в составе более 18 перспективных систем и комплексов вооружения, в том числе: зенитно-ракетные системы C-300, "Триумфатор" и их перспективные модификации; зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1"; радиолокационные станции "Небо-М", "Гамма-С1"; для буксировки тяжёлых артиллерийских систем типа "Гиацинт"; в качестве транспортной базы для командных пунктов, эвакуаторов, автокранов для работы с опасными грузами и других.
27 февраля 2007 года на базе НПО "Алмаз" состоялось выездное заседание военно-промышленной комиссии во главе с первым вице-премьером, председателем ВПК С. Ивановым.
Решением ВПК определена необходимость создания единой системы зенитного ракетного оружия противовоздушной и противоракетной обороны 5‑го поколения.
В соответствии с этим решением разработана и утверждена комплексная программа по созданию до 2015 года мобильного комплекса ПРО (С-500), комплекса средней дальности ("Витязь"), комплекса сверхмалой дальности ("Морфей").
Департамент военной и специальной техники при активном участии В.С. Ячменёва в тесном сотрудничестве с ОАО ГСКБ "Алмаз-Антей" и НТЦ завода завершает работы по применению в вышеуказанных комплексах тягачей и шасси "БАЗ".
В январе 2008 г. первым заместителем начальника вооружения Вооружённых Сил РФ утверждено Решение "Об организации совместных работ по расширению состава и области использования под монтаж вооружения и военной техники ПВО специальных колёсных шасси и тягачей "Вощина-1" и "Вощина-2"", которое определяет программу совместных действий "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"" и БАЗ на длительную перспективу.
Департамент военной и специальной техники НАМС тесно сотрудничает с ФГУП "Рособоронэкспорт", результатом чего является поставка с 2006 г. тягачей БАЗ-6402 в составе ЗРС С-300 на экспорт.
В настоящее время Василий Стефанович с присущим ему энтузиазмом работает над использованием шасси и тягачей марки "БАЗ" в составе перспективных систем и комплексов вооружения: зенитно-ракетных систем "Триумфатор-М", береговых ракетных комплексов ВМФ, тактического ракетного комплекса "Искандер", систем и комплексов радиолокации, радиоразведки и радиоэлектронной борьбы, и др.
Говоря о 50-летии БАЗ, В. С. Ячменёв отмечает огромный вклад в развитие завода и создание новой техники генеральных директоров: К. К. Ярошевича, В. Х. Чекулаева, Ф. С. Борисова, В. И. Гросса, В. А. Кузьмина; главных инженеров: И. Н. Лештана, И. Ф. Ковалёва; главных конструкторов: Р. А. Розова, Н. Г. Кучеренко, И. Л. Юрина, В. П. Трусова, Ю. А. Шпака; руководителей производственных служб: В. С. Титова, В. Н. Пономарёва, О. Е. Райсиха, Л. К. Петухова, М. З. Бравермана, М. Е. Непомнящего, Е. А. Токарева, Н. С. Буненкова, В. Д. Смышляева, Н. И. Кузнецова, В.В. Игнатова и многих других. Он особенно подчёркивает вклад ветеранов завода, многие из которых уже более 40 лет работают на БАЗе, среди них: В. И. Мелиш, В. Я. Чирков, А. М. Фетисов, В. Е. Мартыненко, В. Б. Вьюшкин, А. М. Апокина, А. Н. Серваровский, В. В. Кожевников, В. С. Третьяков, Ю. Ф. Бурбезов, Н. С. Цуканов, А. А. Левшенков, А. А. Кокадеев и другие.
Богатый жизненный опыт, высокий профессионализм, большое трудолюбие, высокая самоотдача позволили Василию Стефановичу завоевать заслуженный авторитет и признание у товарищей и сотрудников Брянского автозавода, Независимой Ассоциации машиностроителей и Министерства обороны РФ.
Коллектив ЗАО "Брянский автомобильный завод" и коллектив Ассоциации НАМС поздравляют Ячменёва Василия Стефановича с юбилеем!
Желаем Вам, уважаемый Василий Стефанович, крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и новых достижений в укреплении обороноспособности России!