Построить альтернативный метрополитен над областным центром хочет предприниматель из Санкт-Петербурга. Все расходы он готов взять на себя. Но и находиться надземка будет в частной собственности, а управлять ею - частная компания.
Хотя софинансирование из бюджета не требуется, нужно разрешение местных властей. Бизнесмен направил своё предложение в правительство Брянской области, где его зарегистрировали и в течение месяца должны рассмотреть.
Выше едешь…
По задумке потенциального инвестора Рината Бичурина первая линия надземки станет вторым ярусом транспортного сообщения. Появиться 10-километровая ветка с 10 станциями может всего за год. А проезд для пассажиров окажется не дороже 30 рублей. Привычных машинистов в вагонах ждать не стоит, малошумные поезда на шинном ходу будут ездить автоматически. Следить за «умной» системой смогут 100 человек, а обучить этой работе выгоднее местных жителей.
Некоторые из них, правда, скептически отнеслись к инициативе. В Казани, например, пусть и подземное, но всё же метро возводили за бюджетные, причём в основном федеральные деньги. Но и с такой мощной поддержкой ушла четверть века на создание 10 станций, последняя обошлась в пять млрд руб. А в Омске за 26 лет так и не удалось завершить стройку. Из-за недостаточного финансирования метро законсервировали, а теперь «замороженную» центральную станцию собираются превратить в вернисаж и проводить там выставки.
Но эстакады с опорами и прочие конструкции для метро над Брянском не станут музеем под открытым небом и символом несбывшихся надежд, уверяет автор идеи.
В 2,5 млрд обойдётся 10 км метрополитена над городом, проезд в нём будет стоить 30 руб., подсчитал автор идеи.
«В пять млрд вышел и каждый километр недавно открывшейся кольцевой надземки в Москве. А ведь она должна быть дешевле подземки. Но когда работы ведутся за бюджетный счёт, то суммы раздуваются. Частники строят дешевле, потому что для себя и за свой счёт. Каждый километр моего метро выйдет в 20 раз дешевле государственного», - прокомментировал Ринат Бичурин.
Получается, 10 километров брянской надземки обойдутся как полкилометра столичной, то есть в 2,5 млрд. Окупить эти затраты бизнесмен собирается за два года. Помимо продажи билетов, доход ему сможет приносить и сдача в аренду помещений, находящихся на станциях.
… дальше центра будешь?
В городах-миллионниках есть спрос на метро. В Москве подземку даже пришлось разгружать надземными поездами. А их популярность в Брянске с населением в 400 тысяч человек пока трудно оценить, говорит кандидат технических наук, доцент кафедры БГИТУ Владимир Сиваков, изучавший пассажиропоток в общественном транспорте Брянска. Зато известно, что электричество, которое и будет приводить в движение составы, стоит недёшево, из-за чего троллейбусы у нас убыточны.
«Я выступаю за развитие транспортной системы, тем более, что предприниматель готов своими силами внедрять новые технологии, - сказал начальник отдела по транспорту Брянской горадминистрации Игорь Чубчиков. - Но проекты должны быть обоснованными, требуется мнение специалистов в области градостроения, ЖКХ, ведь над городом проходят опоры контактной сети и провода. Плюс с точки зрения законодательства надо смотреть. Аукционы на маршруты не подразумевают под собой создание инфраструктуры. То есть человек, который её организует, будет иметь такие же права, как и другие участники конкурса на обеспечение транспортного обслуживания».
А брянец Сергей Ярохов считает, что такому внушительному техническому сооружению у нас просто не место.
«Город небольшой, камерный, улицы узкие, - отметил он. - А тут почти над всем центром может нависнуть мост, ведь 10 км - это расстояние примерно от Кургана Бессмертия до телецентра».