В фильме «Дело было в Пенькове» герой мечтает о компьютере для управления сельхозтехникой. А через 60 лет Китай запустил производство беспилотников для пассажирских перелётов. Искусственный интеллект вскоре заменит человека практически во всех сферах, считают специалисты.
«Человеческий фактор» стал синонимом ошибки. Запрограммированные машины не пасуют в экстренной ситуации, не забывают нужное решение и не допускают ошибок. А это, в первую очередь, экономия ресурсов. Многие государства даже готовы платить большие пособия по безработице, создавая выгодное бизнесу общество потребителей.
Но на Брянщине возможен свой, альтернативный подход. Его обсудили в правительстве области за круглым столом на тему «Профессия будущего: мифы и реальность».
Рабочий потенциал
Русский менталитет всегда славился творческим и созидательным подходом. В этом и есть наше преимущество. Однако образовательные программы конца 1990-х отставали от мировых стандартов на десятилетие. Сегодня жизнь меняется так стремительно, что полученные в высшей школе знания на практике тоже устаревают. Сделать государство конкурентоспособным могут лишь специалисты завтрашнего дня. А пока рынок труда перенасыщен юристами, дизайнерами и психологами. В то же время не хватает врачей.
Но есть молодые местные кадры, которых высоко оценили далеко за пределами малой родины, сообщил председатель комитета по образованию, науке, культуре и СМИ Брянской областной Думы Владимир Пронин. Так одному брянскому плотнику поступили предложения о сотрудничестве сразу от нескольких европейских стран с интересной припиской: зарплату назначите себе сами. Другой парень создал проект по сухой штукатурке, организовал бригаду и уже имеет заказы на 2,5 года вперёд. Люди готовы ждать именно его подхода к обычному казалось бы выравниванию стен.
И всё же в последнее время на Брянщине активно развивается агропромышленный комплекс. Вузы серьёзно занялись переподготовкой специалистов, выпуская всё больше представителей технических и сельскохозяйственных направлений.
Методом проб
В ближайшие годы ожидается потребность как в привычных, так и новых профессиях на стыке наук. Это, например, ветеринарные врачи и технологи зоотехники, агротехники и агроинженеры, агрономы и агрохимики, агроинформатики и агрокибернетики, агрономы-экономисты и аграрные аудиторы, ГМО-агрономы и сельхозэкологи. Брянский аграрный университет уже выпускает агробизнесменов, биотехнологов, агроменеджеров и агрономов-селекционеров.
- Исходя из стоящих перед сельхозотраслью задач, нужно готовить квалифицированные кадры для автоматизации и информатизации сельхозпредприятий и ферм, эксплуатации роботизированной сельхозтехники, проектированию и управлению сложными автоматизированными агрокомплексами, - сказала начальник регионального управления государственной службы по труду и занятости Наталья Новикова.
В обрабатывающем производстве аналогичная ситуация. Придётся проектировать новые материалы с заданными свойствами, роботов и робототехнические комплексы, моделировать оборудование и процессы, прогнозировать жизненный цикл с помощью 3D- и 4D-моделей. А потому востребованными уже называют системных инженеров композитных материалов, проектировщиков и промышленных робототехников.
И путём ошибок
Некоторые появившиеся специальности сложно выговорить и тем более представить род такой непривычной деятельности. Но ориентироваться в атласе перспективных вакансий стоит не только подрастающему поколению. Многие успешные люди смогли найти и реализовать себя только с помощью дополнительного, а не основного образования.
В стремительном ритме современной жизни особенно важно постоянно учиться. Иначе в какой-то момент компетенция неизбежно потеряется, как и уважение в профессиональной среде, а в конечном счёте и работа.
- Благодаря Интернету можно в любое удобное время заниматься самообразованием. Доступны дистанционные онлайн-уроки и индивидуальные курсы по повышению квалификации. Сеть соединила людей и подарила большие возможности, ими нужно лишь правильно пользоваться, - считает брянчанка Марта Семантьева.
Отметим, некоторые институты начали преподавать так называемые профессии будущего, но законодательная база для них порой отсутствует. При этом правительству, в том числе и местному, важно не догонять существующие, а опережать прогнозируемые потребности.
Мнение специалиста
Надежда Виноградова, директор гимназии №4 города Брянска:
- Профориентацию нужно начинать с садика, ведь там дети впервые взаимодействуют с коллективом. Школа должна помочь ребёнку познать самого себя, она не даёт профессию, но может сориентировать в ней. В советские времена работали кабинеты профориентации, где проводили некую диагностику молодых людей. Сейчас эта задача тоже актуальна.
Моё мнение: образовательным учреждениям Брянской области нужны тьюторы, которые у нас, к сожалению, пока так и не появились. Мало кто разговаривает с детьми о них самих. А ребёнку требуется такое общение с тем, кто отличается от его друзей и ближайшего окружения.
Комментарий власти:
Лариса Тутова, заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке:
- В стране больше 30 опорных вузов. Но они должны появиться в каждом регионе и стать центрами инновационного развития, драйверами экономики всей области, поскольку способствуют удержанию местных талантов и создают благоприятную среду для развития. На базе такого прогрессивного вуза в Ростовской области, к примеру, открыли промышленный коворкинг для стартапов, он представляет собой пространство с офисами и мастерскими. На Брянщине тоже движутся в этом направлении.
Говорят, мол, скоро искусственный интеллект заменит биологический. Но человек всегда будет нужен. Ведь кто, если не он, создаст новых роботов?
Колумнист
Николай Лясников, ведущий научный сотрудник института менеджмента и маркетинга РАНХиГС:
- К сожалению, высшее образование свелось к получению корочки, бумажки, а не профессиональных знаний и практических навыков. Сейчас развитие науки и техники требует чрезвычайно высоких узкоспециализированных компетенций. И при этом универсального подспорья. Брянских студентов, как и остальных, нужно заинтересовать в постоянном развитии. Карьера зависит не от диплома престижного вуза, а от реальных возможностей человека.
Прежде всего необходимо участие заинтересованных лиц, не равнодушных к будущему страны и её жителей. Это и региональная власть, тот же губернатор и местные депутаты. Отрадно, что с этого года в Брянской области стипендия для одарённой и талантливой молодёжи увеличилась вдвое. Но и сами работодатели тоже должны тесно сотрудничать со школами и вузами.