Примерное время чтения: 7 минут
1327

«Кондуктор – женская профессия». Елена Фролова о своей работе и пассажирах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46 11/11/2015
Александр Горбунов / АиФ

О сегодняшних трудностях и о том, легко ли найти общий язык с современными пассажирами, корреспондент «АиФ Брянск» поговорил с Еленой ФРОЛОВОЙ, кондуктором Брянского пассажирского автотранспортного предприятия.

День на ногах

Ольга Момот, «АиФ Брянск»: Чтобы стать кондуктором, не требуется специальное образование и дополнительные навыки, но очереди из желающих обилечивать пассажиров не выстраиваются. Как думаете, почему?

Елена Фролова.
Елена Фролова. Фото: АиФ/ Ольга Момот

Елена Фролова: Знаете, далеко не каждый сможет работать кондуктором. И дело не столько в зарплате, сколько в специфике нашей работы. Мы встаём раньше дворников - в три, а то и в полтретьего ночи, потому что первый дежурный автобус забирает нас в четыре часа утра. А последний рейс заканчивается почти в час ночи. И всё это время приходится постоянно быть на ногах. Но и это не самое трудное. Гораздо сложнее ладить с людьми. Иногда в конце смены так устаёшь, что дома уже ничего не хочется.

Досье
Елена ФРОЛОВА - жительница Сельцо. С 1999 года работает в пассажирском автотранспортном предприятии. Два года назад была удостоена грамоты Минтранспорта РФ за добросовестный труд.

- Уровень культуры катастрофически падает, как вы находите общий язык с пассажирами?

- С помощью вежливости, доброжелательности и тактичности. Ситуации разные бывают, и из любой нужно выйти достойно. У кого-то, например, может быть просто плохое настроение, и он всячески это демонстрирует, стараясь распространить свой негатив на окружающих. А кто-то вообще ругается с каждым встречным, намеренно провоцируя конфликт. Тут важно не попасться на удочку провокатора и вовремя уйти в сторону.

- И часто такие конфликтные ситуации возникают? И вообще как изменились наши пассажиры с течением времени?

- Конечно, пассажиры изменились, и, вы правы, далеко не в лучшую сторону. Раньше люди были добрее не только к кондуктору; прежде всего, друг к другу, а сейчас без подсказки даже место никому не уступят, особенно молодёжь. Что касается конфликтов, то они не редкость в общественном транспорте. Иногда вообще на пустом месте возникают. Но ведь на самом деле большинство наших пассажиров - льготники, преимущественно пенсионеры, то есть люди того поколения, когда вежливость была нормой. Некоторых из них за день по нескольку раз встречаю, уже знаю не только их имена, но и маршруты.

Оставайтесь людьми

- Лучшему кондуктору Санкт-Петербурга недавно пришлось уволиться из-за издевательств со стороны коллег. Мужчина очень творчески подходил к работе, а вызывало это только насмешки… Почему?

- Если честно, мне трудно представить подобную ситуацию, потому что у нас очень дружный и доброжелательный коллектив. За 17 лет работы у нас и с водителями, и другими кондукторами сложились хорошие отношения. Никто никому не завидовал.

- А у нас мужчины-кондукторы есть?

- Есть, но их единицы, у нас на предприятии сейчас только двое. Да и хватает мужчин ненадолго. Кондуктор – это всё-таки больше женская профессия. Мужчины не такие стрессоустойчивые, как мы. К тому же и зарплата для сильного пола не самая подходящая, особенно, если он единственный кормилец семьи.

- Года два назад в одном из российских городов был случай, когда кондуктор высадила из салона автобуса в мороз школьницу. Ей не понравилось, что ребёнок ехал не по ученическому, а по проездному для организаций, разве такое допустимо?

- Конечно, это безобразие! Не понимаю, как можно было выгнать ребёнка из автобуса, да ещё и зимой. Мы даже со взрослыми безбилетниками так не поступаем. Ситуации ведь разные бывают. Может, кто-то кошелёк дома забыл или проездной не успел поменять, а ехать как-то нужно. Что ж теперь делать, высаживать? А сколько раз мы с водителями пьяных мужчин в отделение милиции доставляли с последнего рейса. Здесь, как и в любой другой ситуации, прежде чем рубить с плеча, нужно войти в положение этого человека. Вдруг мы его выгнали, а он по нашей вине заблудился и замёрз...

В последнее время культура пассажиров изменилась не в лучшую сторону.
В последнее время культура пассажиров изменилась не в лучшую сторону, считает кондуктор Елена Фролова. Фото: АиФ/ Евгения Обымахо

Вернуть престиж

- Елена Александровна, за 17 лет вам никогда не хотелось сменить работу?

- Дело в том, что я по профессии повар и долгое время работала в ресторане на железной дороге. Когда его закрыли, стала искать работу, но ничего подходящего не нашла, а на частника трудиться не захотела. Потом узнала от знакомой, что на пассажирском автотранспортном предприятии набирают кондукторов. Тогда это было в диковинку, раньше ведь кондукторов компостеры заменяли. Вот я и решила: а почему бы не попробовать? Тем более, график работы удобный. Да и зарплата по тем временам была хорошая, автобусы новые. Это сейчас из-за конкуренции с коммерческими перевозчиками предприятию всё труднее и труднее выживать, а тогда маршруток не было, все пользовались общественным транспортом. Быть кондуктором было очень даже престижно.

- Как думаете, можно ли вернуть прежние условия? Что для этого нужно?

- Сейчас престиж любой профессии принято измерять материальной составляющей. Люди ценят деньги и вещи иной раз выше, чем такие человеческие качества, как отзывчивость и доброта. Но не из денег и вещей состоит наша жизнь. Конечно, кондуктор или дворник - не самые привлекательные профессии. Никто не мечтает с детства обилечивать пассажиров или мести двор - все хотят быть менеджерами или юристами. Но кто-то должен заниматься и этой работой. Важно, как ты её делаешь, если взялся.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах