Команда брянских журналистов попала в число призёров шестого этапа проекта «УМестный туризм» макрорегионального филиала «Центр» ПАО «Ростелеком». Их ролик о лемезе (секретном языке) климовских шаповалов был отмечен жюри в номинации «Приз зрительских симпатий».
Подведение итогов и торжественная церемония награждения победителей «УМестного туризма» состоялась в подмосковном посёлке Нахабино в рамках пресс-тура «Ростелекома».
Всего на конкурс было представлено 16 роликов из разных регионов ЦФО. Напомним, проект «УМестный туризм» посвящён популяризации и развитию достопримечательностей регионов с использованием цифровых технологий. Темой шестого творческого этапа были особенности местных диалектов, которые распространены в конкретном регионе-участнике. Задача каждой команды – не просто рассказать о местном говоре и географии его распространения, но и использовать при этом передовые технологии. В нашем случае участницей съемок стала умная колонка «Маруся».
Для создания своего ролика брянская команда отправилась в приграничный посёлок Новый Ропск Климовского района. В место, где до сих пор проживают потомки этнографической группы русского народа – шаповалы. Так называли мастеров по валянию валенок, которые кочевали из села в село в поисках работы и обеспечивали обувью целые семьи. Чтобы не раскрывать чужакам секреты своего производства, шаповалы придумали собственный конспиративный язык, который использовали ещё несколько десятилетий назад. Сегодня самих шаповалов уже не осталось, как и их последователей, но язык ещё живёт в жаргонизмах местных жителей.
Новый Ропск находится на юго-западной окраине Брянской области. Дорога из областного центра занимает больше трех часов на автомобиле, и не каждый турист готов отправиться по этому маршруту. А вот потратить пять минут на просмотр ролика всегда можно. Из него вы больше узнаете об этом уникальном приграничном селе и его местных жителях, которые бережно хранят культуру и чтут традиции своих предков, стараясь сделать всё, чтобы о шаповалах не забыли. Журналисты тоже подключились к этой задаче, призвав на помощь силу технологий.
«Ростелеком» – один из активных промоутеров цифрового туризма в нашей стране. На счету компании уже два бесплатных аудиогида по уникальным уголкам России, которые скачали на свои гаджеты несколько тысяч туристов. Первый аудиогид посвящён усадьбе великого русского драматурга Александра Островского в Щелыково. Из него вы узнаете о том, что собой представляет имение, за что и почему писатель так любил этот уголок «русской Швейцарии». Второй рассказывает о мемориальном историко-художественном и природном музей-заповеднике художника Василия Поленова под Тулой, об истории становления поленовского театра.
По мнению создателей цифровых аудиогидов, такой туристический формат был популярен во время пандемии, однако и сейчас пользуется высоким спросом у туристов со всей России. Проект прижился и однозначно получит продолжение. Хочется верить, что со временем он расширит привычную для региона карту достопримечательностей и дестинаций, сохранив при этом уникальный брянский колорит!