Если вы собираетесь на праздники в Турцию, то будьте готовы, что не всем там приходится сладко.
"Сыграем в русскую рулетку? Вы выбираете город-курорт и ко-личество звезд. Если повезет - попадете в шикарный отель!" - на-стойчиво предлагала нам новый вид услуги оператор туристической фирмы. Мы мигом переглянулись с подругой и, не долго думая, дали добро. А что, если не повезет? Этот вопрос мы задали себе не во-время, а задавать его оператору было уже поздно - та радостно отби-вала заказ в столицу на двух туристок в четырехзвездочный отель в Турции. Два дня томительного ожидания, и вот уже аплодисменты в самолете оповещали о нашем благополучном приземлении.
Четырёхзвездочная общага
Признаться, порадовали только три фактора, которые совер-шенно не зависят от количества звезд в отеле: это воздух, вода и солнце. Все. В этот раз удача обошла нас стороной. В аэропорту сели в автобус, 3 часа езды. По дороге, как принято, развозят туристов, отели которых по пути. Каждая новая гостиница все больше радовала глаз. Мы все в предвкушении. Подъезжаем. Гид называет наш отель, а я не в состоянии подняться с места. Это точно наш?! Я как под гипнозом выхожу, и первое, что слетает с губ - "общага". Облезлая засохшая пальма, выцветшая ободранная будка, где сидит охрана, больничного цвета стены с ржавыми подтеками в углах. УЖАС! В полуобморочном состоянии я доплелась до "рецепшен". Там нам выдали ключи от номера. Сухарь-носильщик дотащил кое-как наши сумари до комнаты. Открываем дверь, а там бардак: все вверх ногами, горы мусора, неубранная постель. Я в оцепенении, такого не было даже в 3-звездочном! Носильщик просит прощения и мчится за уборщицей. Прибегает обмотанная до пят турчанка со своим выводком в количестве трех детей и давай начищать номер.
Вот отсюда у нас уже начинается истерический смех. Кондиционер работает по расписанию! И именно тогда, когда нас, разумеется, нет в номере. Спускаемся обедать. Салатики, салатики, оливки, подливки. Мы долго и честно искали мясо. Сегодня был явно не наш день. А вы знали, что в Турции кошки - священные животные? Нет??! До этого отеля мы их священности тоже не замечали. Они, видимо, все священные собрались именно в нашем отеле, и именно в нашем ресторане. Сколько их там - не счесть! Мяукают, просят покушать. А когда кто-то отказывает им в мясном подаянии, они, не долго думая, пулей взбираются на стул, затем на стол, хватают из твоей тарелки съедоб-ный кусок и удирают. Ф-и-и-и!!! Представляете? Я не преувеличи-ваю! Совершенно не преувеличиваю. Священные. После увиденного зрелища (благо это не с нами случилось) каждый стал по очереди дежурить за столом. Священные наелись, а что после? Пра-а-а-а-вильно! И я опять-таки не преувеличиваю! Пальцем тронуть нельзя - священные!
Где товары за один доллар
Территория у отеля огромная, но за ней уже давно никто не ухаживал. Многие деревья просто выгорели на солнце, засох фонтан, в болото превратилось искусственное озерцо. Баня и тренажерный зал - платные. Пляж толком не обустроен, он очень узкий, но длинный. По всей видимости, раньше здесь была гористая местность, заходишь в море, и не сразу соображаешь - песчаное там дно или галечное. Как потом выясняется, ни песка, ни гальки там нет. Отплываешь на 100 - 200 метров от пляжа, и тебя берет оторопь! За что-то зацепилась ногой! А это всего лишь навсего каменные плиты, на которые можно запросто взобраться, и море тебе будет по колено!
Вечерние сумерки застенчиво скрывали местных жителей, но те, в свою очередь, не собирались оставаться в тени. Начали появляться турки с безумной улыбкой на лице, жители этой страны давно усвоили древнюю китайскую пословицу: не умеешь улыбаться - торговлю не открывай. Каждый норовил подхватить нас под ручонки и завлечь в свое вещевое пространство. Их приветливость мигом испарялась, как только мы начинали торговаться. А нас учили! Учили долго и задорно торговаться. Мол, этим жгучим курчавым парням торговля не торговля, если они не вкусили и пяти минут "ценового" состязания с покупателем. Не тут-то было! С одной палатки мы вообще еле ноги унесли! Еще чуть-чуть - и разъяренный хозяин огрел бы нас картоном по голове! Приобрести сувениры для близких тоже не удалось. Не выдержав столь оживленной и напористой игры в куплю-продажу, турок с обезумевшими глазами начал выгонять нас из ларька, сбивчиво приговаривая по-русски: "Обнаглели эти русские! Выложь и положь им все за ван доллар!" В следующем "бутике" нас и вовсе не ждали: хозяин мирно посапывал на полу, заваленном джинсами.
Турецкие пленники
Нас остановил мужской голос: "Как приятно видеть славянские лица! Здравствуйте!" Внезапно оглушенные чистым русским языком, мы остановились. Илья, так звали нашего собеседника, и не собирался, казалось, рекламировать выученные им наизусть экскурсионные туры. Ему бы наговориться вдоволь по-русски! Он перебрался в Турцию с женой и дочкой шесть лет назад из Феодосии. "Родина предала", - с грустью в глазах произносит мужчина. Обида до сих пор щемит сознание, а вот сердце... сердце учащенно отчеканивает удары при виде всего знакомого и до боли родного.
Илья окончил факультет океанологии питерского университета. Водные просторы пленили, жизнь океана - могучего молчаливого, но безумно красивого - не давала покоя. "Я некоторое время преподавал в Петербурге, а потом переехал на постоянную работу в Крым, Феодосию... и вот такая пощечина. Все бросил, и через несколько месяцев уже искал работу здесь, в Турции", - он вновь возвращается к той истории, но раскрывать предательство не желает. Оно и понятно: в 48 лет, отказавшись от всего, покинуть родную землю и оказаться за тысячи километров на опаленной солнцем чужбине - не ребяческие это капризы, не мимолетные обиды. По приезде дочка пошла учиться в турецкую школу, язык давался ей с легкостью, улавливала и тут же запоминала новые слова. А вот Илье с женой поначалу приходилось туго, пришлось насиловать память и развивать речь. "Втянулись понемногу, приходилось мириться со здешними привычками и традициями. Со временем и работу нашел, стал продавать экскурсионные туры. Правда, работа здесь, впрочем, как и жизнь, на зимние месяцы замирает - признается мужчина. - Зато с мая по октябрь, когда русские туристы активизируются, каждый день с семи утра до одиннадцати вечера вынужден проводить здесь. Плюс 40 в тени! Да я в этом году, не поверите, даже в море еще не искупался, все некогда. Только вот русский говор то и дело приводит в чувство". Илья не перестает рассказывать, глаза искрятся при воспоминании о былом.
Мы возвращались в свои "апартаменты" без покупок, сувениров, но безумно счастливые. Будто внутри зажегся огонек. Может, впервые так радовали счастливые ожидания случайно встретившегося человека: они обязательно вернутся в Россию! Это ложь, что все хотят уехать в поисках лучшей доли. Солнце на чужбине не греет.