Как говорится, в движении – жизнь. В том числе и жизнь педагога. Его профессиональный рост сегодня особенно важен, причём не периодический – раз в несколько лет, а постоянный!

У нас в регионе больше 80 лет работает Брянский институт повышения квалификации работников образования. С ректором БИПКРО, кандидатом педагогических наук, доцентом и почётным работником общего образования РФ Полиной Матюхиной мы и поговорили об особенностях современного наставничества.
Равнение – на стандарты качества
– Полина Валерьевна, ваш институт как учреждение дополнительного профессионального образования транслирует государственную политику в сфере обучения самих педагогов. В чём сейчас специфика подхода?
– В последнее время всё чаще можно слышать об обновлении подхода к профессиональному развитию педагогических и управленческих кадров системы образования. Действительно, сегодня непрерывность педагогического образования становится всё более актуальной. Если ранее мы говорили о повышении квалификации один раз в три года, то сейчас понимаем, что этого недостаточно – школьные команды участвуют в приоритетных федеральных региональных проектах, происходит обновление содержания образования, поступают индивидуальные запросы педагогов на адресное повышение квалификации.
Для того чтобы максимально учесть запросы педагогов, наш институт реализует свыше 100 программ повышения квалификации и 20 программ профессиональной переподготовки.
Ежегодно в рамках реализации государственного задания на обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации) проходят более 7 тысяч педагогических и управленческих работников системы образования Брянской области, более 10 тысяч человек принимают участие в работе методических семинаров.
Одним из приоритетных проектов Министерства просвещения является проект «Школа Мипросвещения России». Целью данного проекта является создание единого образовательного пространства для качественного доступного образования во всех регионах, для реализации идеологии «единого образовательного пространства» для каждого школьника. Основной идеей проекта является ориентация на лучшие, наиболее эффективные практики в системе образования, обеспечивающие высокие образовательные результаты, формирование российской гражданской идентичности обучающихся, преемственности образовательных программ.
БИПКРО обеспечивает научно-методическое прохождение школами самодиагностики на портале федерального оператора, осуществляет научно-методическое сопровождение и обучение школьных команд, мониторинг динамики реализации проекта в Брянской области. Мероприятия проекта позволяют создать равные качественные условия обучения и воспитания для всех школьников региона.
Взаимодействие семьи и школы в вопросах образования детей обеспечивают классные руководители. И они должны быть в повестке, чтобы эффективно выполнять свои задачи. В этом году, например, брянская делегация посетила тематический Всероссийский форум, ставший ярким событием и стимулом для развития.
От изучения истории – к воспитанию
– Близится к завершению важный для всей нашей страны год, объявленный Президентом России Владимиром Путиным годом 80‑летия Победы в Великой Отечественной войне и Годом защитника Отечества. Мы отчётливо осознаём, что история является одним из краеугольных камней нашей жизни. На нём нужно строить прочный фундамент патриотизма, любви к Отечеству, недопущения фальсификации и искажения нашего славного прошлого. Поэтому истории, в частности, истории родного края, и уделяется повышенное внимание?
– Да, с 1 сентября этого года в рамках учебного предмета «История» в 5–7-х классах началось изучение курса «История нашего края». В этот курс отобран наиболее интересный для ученика исторический материал.
В процессе воспитания детей важно сформировать единые подходы. И классный руководитель тут выступает проводником, обеспечивающим взаимодействие семьи и школы в вопросах образования детей. Чтобы классные руководители эффективно выполняли свои задачи, они должны быть в повестке.
И участие брянской делегации во главе с проректором нашего института, кандидатом биологических наук Мариной Захаровой в V Форуме классных руководителей на площадке Национального центра «Россия» стало ярким событием 2025 года.
Мероприятие, проводимое Министерством просвещения РФ по поручению Президента России Владимира Путина, собрало более тысячи классных руководителей-активистов и кураторов групп среднего профессионального образования. Программа форума была направлена на развитие профессионального сообщества и открытый диалог с властью. Проходила прямая линия с министром просвещения Сергеем Кравцовым, первое заседание Совета по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников и Всероссийского экспертного совета при Минпросвещения России.
– А как обстоят дела с просвещением родителей?
– Без устойчивой связи «педагог–ученик–родитель» невозможна реализация эффективного образовательного процесса. С 1 октября 2025 года в Брянской области дан старт внедрению программы «Родительское просвещение» для дошкольных образовательных организаций. Основная цель – объяснить родителям, как они могут с самого детства развивать своих детей.
Мир в школе – радость дома
– С 2000 года в России функционируют школьные службы примирения. А как в брянских образовательных учреждениях сейчас организована деятельность, направленная на профилактику деструктивного поведения?
– В Брянской области свыше 250 школьных служб примирения. Институт организует повышение квалификации и научно-методическое сопровождение специалистов (кураторов) школьных служб примирения. Только в 2024–2025 годах более 200 таких педагогических работников прошли эту подготовку. В работе курсов принимают участие уполномоченный по правам ребёнка в Брянской области, сотрудники УМВД России по региону.
Преподаватели кафедры психологии и специального образования института изучают профессиональные дефициты слушателей, проводят консультации, разрабатывают необходимые рекомендации. В каждой образовательной организации решается вопрос о возможности привлечения к работе служб команды детей-волонтёров.
От финансовой грамотности – к финансовой культуре
– Продолжая тему безопасности, хочется затронуть и актуальный сейчас вопрос финансовой грамотности. Как её обеспечивают?
– Когда мы говорим о финансовой грамотности, чаще всего представляем сложные графики, банковские термины и цифры. Но на самом деле – это про жизнь. Про то, как не поддаться на уловки мошенников, как с умом распоряжаться зарплатой и как сделать так, чтобы деньги служили человеку, а не наоборот.
На базе БИПКРО уже несколько лет успешно функционирует Региональный центр финансовой грамотности. Здесь мы рассказываем о финансах просто, интересно и по-настоящему полезно – для школьников, студентов, педагогов, пенсионеров, предпринимателей… Для всех, кто хочет чувствовать себя уверенно в финансовом мире. И отмечу, что в результате такой работы Брянская область вошла в финал первого Всероссийского конкурса «Столица финансовой культуры».
До конца этого года мы реализуем несколько необычных и ярких проектов вместе с отделением по Брянской области Главного управления Центрального банка по ЦФО.
В частности, на линию выйдет «Троллейбус финансовой грамотности» – настоящий «умный транспорт», где даже поездка по городу станет обучающим путешествием. Пассажиры смогут прочитать полезные советы о противодействии финансовому мошенничеству.
А ещё появятся «Остановки финансовой грамотности». Совместно с кофейнями города стартует проект «Кофе против мошенников». Для тех же, кто предпочитает учиться в действии, мы запускаем игру «Стоп. МОШЕННИК».
Реализация мероприятий региональной программы «От финансовой грамотности к финансовой культуре» нацелена не только на укрепление основ финансовой грамотности, но и на внедрение эффективных инструментов для просвещения как молодёжи, так и взрослых.
Добавлю, что все наши программы являются государственными и оказываются на безвозмездной основе.
А наши достижения стали возможными благодаря непосредственной поддержке директора департамента образования и науки Брянской области Алевтины Андреевой, а также профессиональному взаимодействию со всей командой департамента.
Самое главное достижение – это люди! У нас работает высокопрофессиональный коллектив, преподавательский состав, методический корпус. Поэтому выражаю самые тёплые слова благодарности моим коллегам по институту за их профессионализм, добросовестное отношение к работе, преданность профессии. Наша команда – это команда единомышленников, объединённых общей целью развития кадрового потенциала системы образования Брянской области.