Вырваться из круговорота «дом – работа» и разбавить серые будни яркими красками хочет, наверное, каждый. Но не все переходят от слов к делу. Хотя возможность попробовать себя в новой роли у жителей Брянска есть – режиссёр Мария Денисова открыла в городе театр «Момент», где учит взрослых актёрскому мастерству.
А сама она черпает вдохновение в разных сферах – на днях, например, вернулась с масштабного фестиваля ландшафтных арт–объектов «Архстояние». Про поле для творчества мы с ней и поговорили.
Свобода быть
Елена Дорошенкова, bryansk.aif.ru: Мария, фестиваль традиционно проходил в соседней Калужской области в арт–парке «Никола–Ленивец» – самом большом в Европе. К этому событию там строят необычные временные объекты – вдобавок к тем, что представлены постоянно. Плюс в этом году впервые была круглосуточная программа – днём гости гуляли и любовались достопримечательностями, в том числе природными, посещали лекции и мастер–классы, а ночью слушали разных музыкантов или сами пели в караоке. Охватить всё на площади 6,5 километра квадратных, конечно, было неневозможно, поэтому у каждого получился свой фестиваль. А каким он запомнился вам?

Мария Денисова: Не всё, что хотела, смогла посетить. К сожалению, не попала на перформанс «Состояние леса», который провели среди деревьев с использованием лазерных технологий. Но без слов – артисты общались исключительно языком тела, хореографией. И таким образом, считаю, можно сказать даже больше, ведь у людей рождаются свои мысли, интерпретации, ощущения. Это и есть современный театр – вышедший из привычного. А когда идею прямо доносят со сцены, то зритель будто не участвует в творческом акте, не решает сам, что из него вынести.
Мой театр тоже «разрывает шаблоны». Все спрашивают, где он находится, представляя отдельное здание. Но театр, считаю, может быть в любом месте и в любом виде. Мои группы ставят выпускные спектакли в саду, ночном клубе, салоне мебели… И зрители, купившие билеты, не подозревают, что перед ними любители, ведь исполнение, костюмы, музыка, свет – всё выглядит профессионально. Спектакли получаются успешными – «Двойник», например, поставленный всего за 26 дней, возили на гастроли в Москву. Но с одной постановкой решила поехать в Орловский государственный институт культуры, который окончила, на театральный фестиваль «Альма–матер», и там мнения разделились – студенты говорили, что за таким нестандартным видением будущее, а мастера, которые у меня преподавали, критиковали за то, что я «рушу столпы» – не делю театр на сцену и зрительское пространство, ставлю постановки без слов. Это был новый уровень перехода, когда поняла, что как раньше уже не будет, а по–новому ещё надо учиться. Только спустя время у меня появился другой учитель, который сказал: «Ты художник, делай, как видишь». Счастлива, что послушала его и не сдалась, продолжила «гнуть свою линию». Да, есть классическое режиссёрское образование, та база, которую и получила в вузе. Но настоящий живой театр – когда ты находишься в постоянном поиске. Например, в моём театре не ставят готовые пьесы. Всегда спрашиваю, чего сами люди хотят? Принимаю во внимание не только пожелания, но и улавливаю общее настроение, неявные сигналы, витающие в воздухе, и понимаю, что именно лучше придумать и реализовать здесь и сейчас, в моменте. Так искусство и становится ближе к людям.
Верить и действовать
– Возвращаясь к фестивалю «Архстояние». Он проходил под Калугой в юбилейный 20 раз. И многие жители Брянской области давно посещают этот праздник – делятся в соцсетях фотографиями, впечатлениями. Отмечают и нынешнюю сцену «Фолк–рейв в берёзках», к которой вы имели отношение. В чём заключалась ваша работа?
– Если говорить про фестиваль вообще, то он был выдержан в единой концепции. На территории парка построили целый «Белый город» с 13 объектами «инфраструктуры», выкрашенными в белый цвет – это горсовет с оргАном власти, площадь церемоний, музей, больница, школа… Был даже символический аэропорт на опушке – на большом табло появлялось расписание рейсов, которое как на реальном вокзале озвучивала диктор, а стюардессы не проверяли, а выдавали билеты желающим отправиться в такой полёт фантазии. Или у тропинки стояла кабина лифта, переносящая пассажиров в иммерсивную инсталляцию, то есть создающую впечатление полного погружения за счёт световых и звуковых эффектов. Этот арт–объект посетил знаменитый дизайнер Артемий Лебедев.
У города был свой мэр – основатель выставки–форума архитектуры и дизайна «Арх Москва» Василий Бычков, приглашённый из столицы в качестве куратора. Он подчинил всё определённому ритму – гости действительно чувствовали себя горожанами, посещающими разные институции, то есть учреждения. Были и города–спутники – 26 кэмпов, или палаточных лагерей с тематическими программами, которые устроили сами люди, подавшие заявки.
И этот «мегаполис» не засыпал. На сценах после полуночи и до утра играла музыка. На главной сцене выступала популярная исполнительница Линда и певец Дельфин, группа Oligarkh вместе с казачьим хором «Талан». В берёзках тоже звучали народные, но более древние этнические мотивы от Татьяны Калмыковой и групп Pole, Дети Picasso, Wozhd – я в качестве волонтера выстраивала коммуникацию между этими артистами и танцевальной группой Futhark. Сама с первого класса и до окончания школы занималась танцами, и восхитилась тому, какие девочки устраивали интерактивы с гостями, как органично подстраивались под исполнителя, используя разные стилистические направления. Это выглядело не как подтанцовка, а как полноценное художественное произведение.
Куратором ночной программы был управляющий партнёр арт–парка «Никола–Ленивец» Иван Полисский. Он придумал и перформансы, проходившие в вечернее время. Первый – «Хлеб и вино». За большим столом собралось 150 человек – представители каждого кэмпа, которые рассуждали над темой фестиваля: «Моё главное». Это важно – делиться своими мыслями с людьми, ведь то, что одному кажется обычным, другому может поменять мировоззрение. Да и возможность высказаться и быть услышанным ценна. Хотя это такой внутренний спокойный, можно сказать сакральный процесс, зрители могли к нему присоединиться – послушать и понаблюдать со стороны за происходящим. А я вела это двухчасовое событие.
– Если бы пришлось тоже называть своё главное, что бы это было?
– Пожалуй, вера – в некие высшие силы, которые помогают человеку, ведут его по жизни, и действие – ведь никто не пройдёт наш путь за нас. Но часто мы боимся сделать первый шаг. Так, на втором вечернем перформансе «15 секунд славы» видела волнение людей. Все желающие могли пройти по красной ковровой дорожке под свет софит, бурные овации. «Звёзд» снимали со всех сторон настоящие фотографы. Это было большое шоу – уже про внешнее, экспрессивное. Чтобы испытать такие эмоции, люди ждали по 20 минут, выстроилась огромная очередь. Моя задача была встречать на входе этих гостей. И некоторые в последний момент хотели отказаться. Но мы поддерживали, направляли. Потом люди, конечно, радовались, что не упустили свой шанс.
Что любопытно – представление создали не актёры или перформеры, а сами зрители. Куратор ночной программы Иван Полисский сказал, что ему хочется исследовать этот жанр. А ещё он поблагодарил за помощь – для меня это было чем–то фантастическим. Фестиваль казался престижным и непостижимым, но весной решила написать через соцсеть организаторам – спросить, могу ли быть полезной. Сначала мне отказали, но потом «постучалась» снова, и в итоге всё сложилось. Это опять про то, что если не опускать руки и следовать за мечтой, то она непременно сбудется.
Опора в себе
– Да, иногда люди сами себя ограничивают. Например, не едут на интересное мероприятие, если нет компании. Хотя на этом фестивале одиночки объединились.
– На «Архстоянии» вообще царит дружественная атмосфера и открывается возможность обзавестись знакомствами, ведь в обычной жизни взрослому непросто обрести новые отношения. У фестиваля есть чат, где люди со всей страны ищут попутчиков, собирают команды для тематических лагерей. В прошлом году впервые поехала туда, и подвезти меня на машине согласились незнакомые ребята из Брянска, которые с тех пор стали моими самыми близкими друзьями! Кстати, «Город Одиночинск» представил удивительный музыкальный инструмент, на котором можно играть только вдвоём – одну руку кладёшь на специальный стол, а второй дотрагиваешься до партнёра – друга или подруги. И у всех получалась своя музыка. А ещё в программе этого кэмпа были быстрые свидания и разговоры с психологом на тему одиночества, так что некоторые уехали оттуда парами.
– В Брянске в театральные группы записываются тоже, чтобы найти единомышленников?
– Скорее, чтобы проявиться. Приходят люди абсолютно разных профессий – врачи, инженеры, учителя, айтишники, риелторы, юристы, спортсмены, кондитеры… Обучение длится от одного месяца до трёх, потом группа выпускает спектакль. И после невозможно не измениться. Актёрский тренинг включает упражнения, похожие на медитацию, ставим дыхание, тренируем движения. Так, появляются новые нейронные и межличностные связи, происходит развитие, повышается самооценка. Тенденция такова, что люди хотят «прокачать» уже не hard skills, то есть профессиональные навыки, а soft skills, то есть личные качества и умение взаимодействовать с окружающими. Нас ведь не учат общаться, коммуницировать. А когда человек через творчество исследует себя и заглядывает за пределы привычного быта, работы, то меняется и его отношение ко многому – будто становится легче, свободнее. Как результат – кто–то меняет деятельность, переезжает.
Страх сцены слабее, чем кажется, просто мы сами питаем его своей жизненной силой.
– Подавляющее большинство даже взрослых людей боится сцены. Как с этим боретесь?
– Да, по статистике люди не так боятся умереть, как выступать на публике – этот страх стоит на первом месте. Но тут либо он тебя победит, либо ты его. Буквально недавно спрашивала своего дедушку, проработавшего 50 лет председателем профкома и выступавшего в Кремле и на крупных площадках всего Советского Союза, как ему удавалось держать слово перед первыми лицами страны. Он признался: сначала было трудно, но через три года упорного труда стал чувствовать себя увереннее – готовился к каждому докладу, чтобы подать его интересно, с юмором. И зал смеялся, аплодировал. Как говорится, чтобы стать успешным в каком–то деле, нужно 10% таланта и 90% тренировок. Так что если задался целью, то иди к ней! На самом деле страх слабее, чем кажется, просто мы сами питаем его своей жизненной силой.