Звезда эстрады Дмитрий Маликов и замминистра промышленности Гульназ Кадырова открыли в Дятькове бутик торговой марки «Мальцов». Но нужен ли элитный магазин в провинциальном городишке?
Как построить город мечты?
«Ах… ах… Прям столица», - у случайной пожилой посетительницы перехватывает дыхание от феерии искрящегося хрусталя. Вряд ли пожилая, бедно одетая женщина завсегдатай московских бутиков - слово «столица» она употребляет как синоним чего-то невероятно красивого и богатого, поражающего воображение своим совершенством.
Действительно, поразиться есть чему. Люди, много путешествовавшие и повидавшие вдоволь диковин и красот, не могли отвести взглядов от мальцовского хрусталя. А телевизионщики и фоторепортёры кругами ходили вокруг сияющих витрин, ловя объективами тонкие радуги, рождающиеся в хрустальных гранях.
Только вот стильный особнячок бутика смотрится как инородное тело на грязноватой дятьковской улочке. Да и элитный хрусталь - далеко не предмет первой необходимости, не «свежее мясо». Так нужен ли такой магазин в райцентре?
Нужен. Но нужен не сам по себе. Мальцовский бутик - не «бриллиант в грязи», а закладной камень. Он - начало, если не первый, то один из первых шагов к преображению Дятькова.
Идея туристического кластера «Хрустальный город» пришла в голову Сергею Авдееву, предпринимателю, который решил возродить хрустальное производство и славу дятьковской продукции. Мысль потрясающая - сплести воедино производство, туристическую инфраструктуру и социальное развитие городка. Создать такие условия для гостей Дятькова, чтобы отдалённость его от Москвы не стала препятствием для настоящего паломничества.
Новая жизнь старого произвосдтва
Турист сможет остановиться в комфортных условиях современной, но стилизованной под XIX век гостиницы, через панорамную прозрачную стену посмотреть на действующее производство - увидеть пылающий жаром раскалённый хрусталь, который прямо на глазах в умелых рука мастеров превращается в шедевр прикладного искусства. Конечно же туристический кластер немыслим без заведений питания, бутиков, сувенирных лавочек, чистых улиц, удобных парковок, зелёных парков и исторических артефактов, бережно отреставрированных и вписанных в единый ансамбль.
Размах планов Сергея Александровича, давно привыкшего вести дела в федеральном и международном масштабах (он возглавляет мебельный концерн «Катюша), оказался слишком невообразимым, не воспринимаемым на районном уровне. Чиновники, зашоренные привычным местечковым подходом, не поняли и не поддержали идею. Да что там! Даже старые хрустальщики не верили, что движение по намеченному пути возможно.
Алексей Белый, в прошлом бессменный технический директор хрустального завода, мудрый старец, открыто признаётся: «Не верил! Думал, всё потеряно. Но Авдеев взялся, и вот уже производство заработало. И технологии восстановили, и создали первые новые коллекции».
Удивить туристов
Да, туристический кластер начался именно с запуска производства хрусталя. А дальше - шаг за шагом. И даже в тот момент, когда почётные гости перерезали ленточку открываемого бутика, за его окном шла стройка - проект живёт, развивается. Благо, на уровне областного и федерального правительств кругозор и горизонт планирования чиновников оказался достаточным, чтобы по достоинству оценить колоссальный план Сергея Авдеева.
«Также большие проекты бывают удачными только в одном случае: когда совпадают интересы бизнеса, власти и населения. И здесь мы видим именно такой случай», - отметил присутствовавший на открытии хрустального бутика замгубернатора Брянской области Михаил Кобозев.
Замминистра промышленности Гульназ Кадырова заверила, что развитие туристического кластера не останется без внимания и поддержки министерства.
Итак, понимание идей Авдеева есть. Поддержка будет. А это значит, что обычный райцентр всё же станет притягательным местом для туристов всего мира. И со временем открывшийся бутик не будет смотреться неуместно роскошным украшением серой действительности. Он всего лишь один из элементов, один из камней, положенных в фундамент хрустального города.