Примерное время чтения: 8 минут
186

Для чего нужна свобода

Депутат областной думы Виктор Гринкевич поздравил земляков с 17 сентября и рассказал, что мы упускаем в праздновании освобождения.

Не акции, а система

- Виктор Григорьевич, размах празднования освобождения Брянска говорит о новых подходах к формированию патриотизма, на это дело выделяется всё больше ресурсов. Но достаточно ли?

- Дело не в размере вложений, а в их направленности. Думаю, нам нужно менять подходы к воспроизводству героической памяти в новых поколениях. У нас сейчас другая молодёжь по своему восприятию действительности. Просто обходиться лозунгами и масштабными акциями не получится. Необходимо подумать о создании целостной системы.

Виктор Гринкевич
 

- Разве нынешний размах патриотической работы - не система? Принимаются доктрины, постановления, реализуются программы, выделяются средства…

- Проверьте по базе «Консультант Плюс»: в советском законодательстве - с 1922-го по 1991-й, за 70 лет, слово «патриотизм» встречается 101 раз, а в российском менее чем за 30 лет - более полутора тысяч раз. Воспитание патриотизма советское законодательство упоминает 66 раз, российское - более тысячи раз. Впервые, кстати, воспитание патриотизма попало в законодательный акт только в 1968 году. До той поры воспитывать патриотизм через законы не считали необходимым. Так что я бы не стал измерять системность патриотического воспитания постановлениями и финансированием.

- В чём же должна быть системность?

- В последовательности, связью с реалиями текущего момента и деятельности. Раньше была преемственность: октябрёнок, пионер, комсомолец. Патриотизм воспитывался постепенно, но настойчиво и непрерывно. Да, ребёнок попадал в идеологические жернова, но параллельно формировались и его знания о прошлом, и отношение к истории.

Не хочу сказать, что всё было идеально, иначе СССР существовал бы до сих пор. Но системно заложенное в нас уважение к прошлому позволило нам проскочить период безвременья 90-х.

Причём дети пионерского возраста уже не просто несли идеи, но включались в деятельность, вдохновляемую этими идеями. Люди старшего поколения помнят, что пионеры были уже активными участниками общественной жизни: они помогали ветеранам, участвовали в общественно полезных делах. То есть идеология и ежедневная действительность не только не противоречили, но взаимодополняли друг друга. И выливались в конкретные полезные дела.

Молодёжь комсомольского возраста - это уже «серьёзные товарищи», «молодые строители коммунизма». Идеологические представления, ставшие частью их мировоззрения, позволяли активно включаться в созидательные процессы. С детства воспитанные на идеях служения народу, трудового героизма, комсомольцы и сами проявляли настоящий героизм в мирное время. Самый 
обычный стройотряд чаще всего превращался в боевую единицу экономики: молодёжь работала увлечённо, напряжённо. И, кстати, как в армии, стойко переносила тяготы и лишения - условия на стройках Родины зачастую были спартанскими.

То есть существовала целая система, в которой были взаимоувязаны идеологические представления, текущие реалии, потребности и осмысленная полезная деятельность. Полезная, замечу, как обществу, так и самим её участникам. Сейчас, увы, практически ничего этого нет - и система развалилась не вместе с СССР, она перестала работать задолго до этого.

- А как же шествия, митинги, парады?

- Да, есть отдельные элементы, но это акции, это не система. Причём акции - даже самые хорошие, самые полезные - разрабатывают сейчас достаточно циничные люди - политтехнологи, которым всё равно, что продвигать - победу, политпартию или колбасу. Оттого нет внутреннего стержня, позволяющего объединить отдельные акции в живую систему, близкую и понятную людям.

Систему нужно выстраивать, кропотливо и обдуманно, используя нынешние успехи патриотического воспитания как опорные точки. И превращать некий «абстрактный» патриотизм в патриотизм деятельный, созидательный.

Победа - это свобода созидания

- Деятельный патриотизм? Незнакомый термин. О чём речь?

- Отбросьте идеологию, просто подумайте на бытовом, если хотите, уровне: мы все живём свободно в своей стране только потому, что кто-то отдал свою жизнь за нашу свободу. Если бы наши предки не отстояли нашу землю, то мы бы просто не жили. И День города - это День освобождения Брянска. Но освобождали-то его для того, чтобы своими силами строить свою жизнь!

Пришли враги на нашу землю, пришли, чтобы помешать нам жить так, как мы хотим - свободно, сыто, лучше день ото дня. Но чтобы жить лучше - мало освободиться. Получив свободу, надо трудиться, своими руками создавать свою жизнь.

17 сентября 1943 года Брянск был освобождён. Он лежал в руинах. Около половины области находилось ещё в оккупации. А 21 октября Брянский паровозостроительный завод, начал работу, в конце 1946 года из заводских ворот вышел первый паровоз. К этому времени в регионе уже действовало восстановленных 65 промышленных предприятий, в городе было отремонтировано три десятка километров водопровода, появилось около сорока водоразборных колонок. В июне 1945-го заработала первая очередь восстановленной брянской электростанции. Первый грейдер на Брянском заводе дорожных машин сделали в мае 1946-го.

Вот это - настоящее вставание с колен, вот это - тот самый деятельный патриотизм! Это понимание, что победа над врагом - не самоцель, врага нужно разгромить ради свободы - свободы жить и созидать.

Если ты любишь свою страну, то твоя деятельность должна способствовать процветанию, росту качества жизни. И не важно, чем именно ты занимаешься: всё, что бы ты ни делал, любой результат твоего труда - это маленький элемент общей картины. Созидание - это и есть формирование и сохранение Родины, это и есть любовь к Родине. Если любишь свою страну - приходи на свою работу и делай её с любовью. Каждый своим трудом укладывает кирпичик в фундамент нашего общего дома, в котором живёт сам, в котором жить наши детям и внукам.

- Логично. Но как-то в общественном сознании парады и память о войне не срастаются с повседневным трудом…

- С одной стороны, военный героизм проще увидеть сквозь годы, но, с другой стороны, деятельный патриотизм созидания ещё более нагляден. Брянск был полностью разрушен, а мы живём не на руинах, потому что после освобождения последовал тяжёлый, каждодневный труд. И мы живём в результатах этого труда, мы пользуемся ими ежедневно, мы развиваемся на фундаменте, заложенном нашими предками, которые знали, для чего нужна свобода.

- Понятно, что если мы хотим жить в богатой и красивой стране, нужно создавать её такой. Но… Но чаще люди ждут, чтобы это сделал кто-то другой - президент, губернатор: «Нам должны сделать хорошие дороги, нам должны отремонтировать крышу, нам должны… А мы будем сидеть и ждать!» Как переломить такое потребительское мировоззрение?

- Восстанавливать страну после войны помогала эйфория победы - эмоциональный порыв освобождения, но не только. Люди видели результаты своего труда - жизнь день ото дня улучшалась. Вернувшиеся в освобождённый Брянск ютились в холодных и сырых землянках. Затем переезжали в новые дома. Это было наглядно. И в те времена не нужно было писать постановления о патриотическом воспитании, потому что связь между любовью к Родине, трудом и собственной жизнью была очевидна, ощутима.

Сейчас же, когда сбиты ориентиры, нужно возвращаться к деятельному патриотизму. Повторю - отдельные акции, какими бы грандиозными и яркими они ни были, не помогут в этом. Думаю, нужно возвращать понимание, что Победа - это освобождение от врага, который хотел помешать строить нашу жизнь. Свобода - это свобода созидать. Нужно вспоминать не только героев войны, но и замечательных людей, которые не меньше героизма проявили на трудовом фронте. Нужно чаще задумываться о том, что добросовестный, честный, упорный труд нужен всё время, а не только во время войны. Нужно работать от души, на совесть - для себя и своих потомков. Если, конечно, мы хотим жить хорошо, хотим жить в сильной, красивой, комфортной, счастливой стране.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах