С 1 октября наличие онлайн-касс стало обязательным во всех видах общественного транспорта. И если брянские автобусы и троллейбусы используют такое ноу-хау уже второй год, то для городских маршруток эта практика пока в диковину.
Нововведение призвано отследить реальное количество людей, которые пользуются услугами маршрутных такси. Но поможет ли оно пассажирам больше не собирать по карманам мелочь для оплаты проезда и не волноваться о наличии у водителя сдачи с крупной купюры?
Расчёт по старинке
За две недели работы по новым правилам бесконтактный способ оплаты не появился ни в одной брянской маршрутке. Извозчики обзавелись лишь так называемыми облачными кассами и начали выдавать билеты со специальным QR-кодом.
«Установка терминала в каждой машине - дорогое удовольствие, - пояснил водитель маршрутки Игорь. - Один только фискальный аппарат стоит около 30 тысяч рублей плюс обслуживание и процент банку с каждого билета. Однако закон допускает возможность установки облачной кассы - одной на все машины, вот мы и воспользовались этой лазейкой».
Кассы позволяют налоговой получать сведения о доходах перевозчиков, но не гарантируют пассажирам возможность безналичной оплаты проезда.
И если предпринимателям такое положение дел на руку, то самих пассажиров оно оставило без возможности оплачивать проезд онлайн, а ведь многие люди именно на это и рассчитывали.
«Давайте откровенно, чтобы ставить терминалы в каждый салон и принимать оплату картой, не работая при этом себе в убыток, нужно поднимать стоимость проезда, - говорит другой частный извозчик Андрей. - А мы этого не сделали, хотя давно планировали, потому что прекрасно понимаем, что за это время жители областного центра богаче не стали».
Что же изменилось?
В отделе по транспорту городской администрации пояснили, что накануне нововведения мэрия проводила с владельцами маршрутных такси собрания. Извозчикам предлагали пойти по пути муниципального транспорта и подключиться к единому оператору, который обслуживает в Брянске автобусы и троллейбусы. Однако принудить к чему-либо частников чиновники не могут, вот и остались пассажиры маршруток с «облаком» и без возможности расплатиться банковской картой.
Тем более закон действительно позволяет использовать облачную кассу в качестве альтернативы обычной и выдавать пассажиру бумажные талоны с QR-кодом, позволяющие идентифицировать перевозчика, уточнили в налоговой, которая и следит за исполнением нового регламента.
«Кассы позволяют получать сведения о доходах, но их введение вовсе не означает начало действия безналичной системы оплаты проезда», - прокомментировала замруководителя УФНС по Брянской области Светлана Любутина.
Да и проверять наличие контрольно-кассовой техники в текущем году не будут. Но все поступающие в ведомство жалобы на её отсутствие станут фиксировать. Рассмотрят же их по существу уже после окончания моратория на проведение проверок.