Примерное время чтения: 5 минут
134

Звучит "Серебряная лира" в Красном Роге.И посвящена она Алексею Константиновичу Толстому

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37 09/09/2008

Можно сказать, что на трёх Толстых стоит русская литература: Льве Николаевиче, Алексее Константиновиче и Алексее Толстом. Нам ближе Алексей Константинович, потому что он наш земляк.

Дух писателя во всём

ВНАЧАЛЕ хмурое небо (даже прошёл небольшой дождик) внезапно прояснилось, и, стоило лишь закончиться заупокойной службе в Успенской церкви, по соседству с которой захоронены хозяева усадьбы Алексей Константинович Толстой и его супруга Софья Андреевна, как выглянуло яркое солнышко. Казалось, дух графа - вольнодумца витает в этот день во всём: в соснах, крестьянских ребятишках и мужиках, продающих свой нехитрый товар на так называемой писательской тропе. Да и сами гости поэтического праздника, а ведь Красный Рог - это своеобразная Ясная Поляна на Брянщине, почти что физически ощущали на себе присутствие автора "Князя Серебряного", трагедии "Царь Фёдор Иоаннович", лирических стихотворений, среди которых встречаются вот такие, бьющие наотмашь строки:

Мы беспечны, мы ленивы,

Всё у нас из рук валится,

И к тому ж мы терпеливы -

Этим нечего хвалиться.

Или такие:

Гой ты, Родина моя!

Гой ты, бор дремучий,

Свист полночный соловья!

Ветер, степь да тучи!

Среди гостей праздника, к немалому удивлению, расхаживал и сам Козьма Прутков (народный артист России Владимир Аверин) - плод фантазии Алексея Константиновича и братьев Жемчужниковых.

Казаки из Новгород-Северского встречали приехавших раздольными песнями, до которых Толстой, как известно, был большой охотник. В Красном Роге, как из рога изобилия, лилась поэзия, парад афоризмов сменяли всевозможные конкурсы, а на театрально оформленном охотничьем привале можно было приятно провести время, выбрав для себя то угощение, которое вам по душе. Экскурсия в дом‑музей - ещё одно непременное действо праздника, но и, конечно, вручение премий имени А. К. Толстого. А их на этот раз были удостоены поэтесса Маргарита Денисова, художник Валентин Сидоров, старейший журналист Иван Полозов и редактор Злынковской районной газеты Анатолий Караваев.

Край непуганых медведей

КОГДА Алексей Константинович Толстой хотел заманить к себе в Красный Рог гостей, то непременно рассказывал о том, что всего в полумиле от его имения водятся непуганые медведи. Затем подробно описывал, как добраться от Петербурга или Москвы до Брянска, и обещал прислать лошадей, чтобы гости не заблудились. Красный Рог он любил, хотя прекрасно осознавал, что помещик из него некудышный. Гордился прекрасными отношениями с бывшими крепостными, тем что, как и прежде, он помогает им деньгами и дровами, позволяя пасти скот на своих полях. Доходило до анекдотов. Однажды крестьяне попросили у графа дров, и он предложил им вырубить находившуюся возле усадьбы липовую рощу, что они немедленно и сделали. Возмущало Толстого поведение духовенства. Красногорский священник Отец Гавриил брал с голодных крестьян 25 рублей за венчание и не меньше за крестины и похороны.

"Это же позор, что единственный носитель просвещения, священник, вызывает в деревнях ужас, что он тиран, и крестьяне не любят его и боятся", - писал Алексей Константинович Толстой.

Некогда очень богатый человек, Толстой, по словам исследователя его творчества Дмитрия Жукова, теперь постоянно нуждался в деньгах. Прежде он барственно отказывался от гонораров, а теперь стал много писать ради денег, но и гонорары не покрывали расходов. Имущество закладывалось и распродавалось.

Жизнь в Красном Роге обходилась дешевле, чем в других местах, и потому Толстой обитал в нём постоянно, выезжая лишь на курорты для поправки совершенно расстроенного здоровья. Его мучили сильнейшие головные боли, но он продолжал работать не покладая рук. Единственным его вдохновением, как и раньше, была охота.

Здесь в Красном Роге А. К. Толстому и предстояло быть похороненным. Николай Жемчужников, приехавший в имение в августе 1875 года, вспоминал изнурённый вид двоюродного брата, который, однако, бодрился и говорил: "А я себя чувствую несравненно лучше, совсем поздоровел, и всё благодаря морфину". Однако это была иллюзия. 28 сентября этого же года Софья Андреевна вошла в кабинет и увидела мужа, лежащим в кресле. Она подумала, что он заснул, но все попытки разбудить супруга оказались тщетными.

Алексей Константинович Толстой хотел, чтобы его похоронили в дубовом гробу, но, когда привезли заказанный в Брянске гроб, оказалось, что он мал для его богатырского тела. Наскоро сколотили сосновый, и красногорские мужики понесли его хоронить на сельское кладбище, что приютилось возле Успенской церкви, которая и поныне стоит у оживлённого шоссе, ведущего в Брянск.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно