Их путь на манеж не был простым, но был предопределён со дня их рождения. Их родители были известны, но они, дети, во многом их превзошли... Они - это без преувеличения одни из самых талантливых дрессировщиков современного российского цирка братья-погодки Эдгард и Аскольд Запашные.
31 июля в пресс-центре редакции газеты "Аргументы и факты - Брянск" состоялась прямая линия с братьями Запашными, в ходе которой читатели газеты смогли задать интересующие их вопросы. Вопросы, надо сказать, были самыми разнообразными, и беседа вышла довольно оживлённой. Впрочем, в этом вы можете убедиться сами.
"Алёнушки не нравятся"
Ирина Павлова:
- Добрый вечер, Эдгард, Аскольд! Рады приветствовать вас у нас в гостях. В минувшие выходные вы дали первые представления в Брянском цирке. Зрителей, знаю, было много. Как вам понравилась брянская публика? И бывает ли такое, что ваши выступления проходят в полупустом зале, как вы к этому относитесь?
Аскольд Запашный:
- Да, первые наши представления проходили, когда стояла сильная жара. И жарко было не только в городе, но и в зале, поэтому зрителей было не так много, как бы нам хотелось. Мы с удовольствием в очередной раз приехали в Брянск. Здесь очень "цирковая" публика. Мы, да и все цирковые артисты, делим города на "цирковые" и "не цирковые". "Цирковой" город - тот, где люди с удовольствием ходят в цирк, и важно, что они понимают то, что происходит на манеже: знают, из чего состоит цирковая программа, понимают сложность трюков. Для такой публики работать одно удовольствие. Я меньше люблю работать за границей, потому что их зритель оценивает просто общую картинку и не понимает, что там - три, пять сальто‑мортале, ему это неважно. А брянский зритель очень "цирковой", и мы получаем от этого настоящее удовольствие. Бывало, у нас на премьере в конце представления зрители даже вставали - в знак принятия, что ли.
Марита (г. Алма-Ата):
- Я хотела бы задать три вопроса братьям Запашным... В прессе очень мало информации о вашем новом шоу "Камелот". Можете о нём что-нибудь рассказать, хотя бы кусочек из сценария? И скажите, Фрэнк уже научился стоять на задних лапах? А Джоник? (Фрэнк и Джон - львята-альбиносы, названные в честь Фрэнка Синатры и Джона Леннона - ред.).
Эдгард Запашный:
- Отвечу сразу на последний вопрос. Нет, не умеют, они ещё маленькие. Мы только-только начали их учить. А на первый вопрос сейчас ответит Аскольд, потому что он будет главным режиссёром и автором сценария этого шоу.
Аскольд Запашный:
- Здравствуйте, Марита. Во-первых, наверное, правильно подогревать интерес публики к новому шоу за счёт того, чтобы не раскрывать все карты. Во-вторых, мы сейчас создали промо-сайт, на котором будет присутствовать вся информация, необходимая для того, чтобы подогревать интерес к грядущему проекту и раскрывать какие-то карты. На этом сайте будут обновляться новости по текущей работе, помимо этого там будет описание шоу, идей, фрагменты сценария, будет организован заказ билетов и всё необходимое. Думаю, что ответы на все ваши вопросы вы найдёте на этом сайте. Вообще, это будет театрализованное цирковое представление, где мы с братом реализуем все свои возможности - и трюковые, и различные цирковые ноу‑хау... Следите за информацией и на нашем официальном сайте. Мы с братом сейчас заняты тем, чтобы сделать наше шоу более качественным и зрелищным.
Александр (г. Брянск):
- Эдгард, Аскольд! У меня к вам такой вопрос. Как вы считаете, женщина - это хищница?
Эдгард Запашный:
- Или?..
Александр:
- Или нет?
Эдгард Запашный:
- А как вы считаете, Саш?
Александр:
- Считаю, что, наверное, всё-таки да, но я не дрессировщик. Хотелось бы узнать ваше мнение. И ещё. Ваши навыки в дрессуре помогают вам в общении с женщинами?
Эдгард Запашный:
- Честно вам скажу, первый вопрос оригинальный, а второй нам часто задают. Мне трудно отвечать на этот вопрос, потому что я себя вне цирка никогда не видел. Поэтому мне сложно сказать, общение ли с животными помогает в дальнейшем находить общий язык - не только с женщинами, а вообще с людьми. Я вообще достаточно коммуникабельный человек.
Что касается женщин, то тут можно двояко ответить. С одной стороны, нас меньше, мужиков.
Александр:
- Гораздо!
Аскольд Запашный:
- Такая солидарность!
Эдгард Запашный:
- Значит, нас они как бы... подъедают!
Александр:
- Но мы не сдаёмся!
Эдгард Запашный:
- И мы не сдадимся (смеётся - ред.)! Скоро мы им будем отказывать, правда? Наступит праздник! Саш, но вообще я в женщинах не вижу хищниц (уже серьёзно - ред.). На этот вопрос однозначно ответить всё-таки нельзя. Дело в том, что есть очень домашние Алёнушки, а есть такие женщины-вамп, которые по-другому себя и не ощущают, кроме как устраивать скандалы дома, ревновать, ещё чего-то... Постоянно в стрессе мужчину держат. А вот какие больше нравятся... Мне Алёнушки из сказки не нравятся. А вам?
Александр:
- Хочется, чтобы было гармоничное сочетание Алёнушки и тигрицы.
Эдгард Запашный:
- Это называется приручённая тигрица. Для других она тигрица, а для вас - достаточно управляемая. Ну согласитесь! Тут собрались одни женщины, не представляете, как мне тяжело (смеётся - ред.)!
"Цирку нужен контроль"
Якимович Фаина Львовна (Брянск):
- Здравствуйте! Скажите, вот вы выросли в такой знаменитой цирковой семье. А была ли в юности у вас свобода выбора, были ли увлечения, кроме увлечения цирком, животными, или у вас такой свободы выбора не было?
Аскольд Запашный:
- Я считаю, что очень правильно наши родители сделали, не давая нам с братом свободы выбора в юности. В смысле, знаете, какой свободы? В глобальном плане - буду я заниматься цирком или нет. Родители с юного возраста вкладывали в нас мастерство, опыт свой передавали... А потом уже нас не ограничивали, не было тирании никакой. В том смысле, что вы будете только цирковыми артистами и не думайте ни о чём. Нас очень многим профессиям обучали с детства, большое внимание уделяли школе. Но тем не менее родители мечтали, чтобы мы стали артистами, продолжателями династии. Но, когда мы выросли, в юности, нам предоставлялась возможность выбора: ребят, делайте что хотите. Но мы к этому времени уже так много умели, что было как-то странно и глупо отказываться от цирка.
Анна Климова (Брянск):
- Ваш дядя Мстислав Запашный возглавляет Росгосцирк. Ни для кого не секрет, что цирк сегодня находится в плачевном состоянии. Например, в Брянске многие представления проходят в полупустом зале, а само здание не ремонтировалось, наверное, со дня его открытия. В чём вы видите способы "реанимации" российского цирка?
Эдгард Запашный:
- Однозначно на этот вопрос очень трудно ответить. Во-первых, потому, что мы не являемся сторонниками руководящей коалиции. Могу сказать, что здание цирка в Брянске находится не в самом плохом состоянии. Сейчас стоит вопрос, нужен ли за цирком контроль государства или стоит передавать его в муниципальную собственность. Есть хорошие примеры, как в Ижевске, где цирк под личный контроль взял президент Удмуртии. Это первый и пока единственный цирк, который посетил наш президент. Этот цирк выглядит со стороны, как крупный банк.
Ирина Павлова:
- Но это требует немалых вложений...
Эдгард Запашный:
- Конечно. Но не
только финансовых вложений, но и контроля, потому что осваивать деньги в нашей стране умеют очень многие. И ещё. Если в городе есть здравомыслящий мэр или губернатор, который хочет, чтобы всё функционировало, то они берут под собственный контроль театры, цирки... Но, с другой стороны, есть опасение, что цирки могут перепрофилировать. Что вот сидит какой-то маловменяемый мэр, бывший военный работник, я сейчас образно говорю, не ходящий никогда в цирк, и говорит: "Это невыгодно, давайте здесь автостоянку откроем". Цирки находятся, как правило, в центре города, и в Брянске тоже, здесь хорошая, дорогая земля. И есть вероятность того, что местная власть начнёт вопрос решать именно так. А государство является гарантом. Но всё, что связано с государством, это очень долгий, нудный и неинтересный процесс. Во всяком случае, пока. Хотя я вижу тенденцию к улучшению. Мне кажется, что к управлению цирком должен прийти хороший молодой менеджер - лет 40‑45. Чтобы человек жил уже не мозгами Советского Союза, а понимал, что деньги надо зарабатывать, а не осваивать. К сожалению, наш дядя из той плеяды людей, которые всю жизнь были артистами, он не имеет хорошего образования - управленческого, финансового. Ему тяжело. А личные амбиции ему не позволяют признать это и взять себе хотя бы в замы вот таких образованных людей. А он набрал людей из своего же приближения, с кем он шёл по жизни. Это тоже люди, далёкие от современного бизнеса. Поэтому у них не получается.
"Каждого животного знаем индивидуально"
Ирина Павлова:
- Я была на нескольких ваших представлениях и не раз наблюдала такую ситуацию: тигр агрессивен, он не слушается. Каково это вообще - один на один с таким количеством хищников? Мурашки по спине бегают?
Эдгард Запашный:
- Это наша работа. Мы к таким ситуациям готовы. Во-вторых, не всегда опасность - ярко выраженная. То есть если тигр рычит, разрывается, он может быть спокоен в это время. А иногда приходится подскакивать, наказывать тигра, а зрительный зал вообще этого не замечает. А тигр в это время на тебе вот такую черту, крест поставил. Эту мысль надо опережать. Но страх помогает нам это понимать, осознавать, предугадывать. И самое главное - чтобы страх не перерос в панику. Когда ты становишься паникёром, ты сразу превращаешься в жертву. Это всё равно, что правильно себя вести с собаками на улице. Кроме того, мы знаем каждого животного индивидуально и относимся к ним не как к виду, а как к личности.
Светлана Голина, Брянск:
- Помимо выступлений в Брянске вы заняты решением социальных проблем - участвуете в антинаркотической кампании, посещаете детскую колонию. Какие мероприятия у вас в ближайших планах?
Эдгард Запашный:
- Буквально за полчаса до нашего приезда мама поехала обсуждать следующую акцию в госнаркоконтроль. В ближайшее время мы планируем открытую репетицию для трудных детей, детей из неблагополучных семей.