Примерное время чтения: 4 минуты
101

Параллели исторические и музыкальные

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 14/05/2008

Фестиваль этот - явление масштабное и уникальное: из разных городов и стран в Брянск съезжаются люди, которые показывают, рассказывают и объясняют, что же такое современное искусство.

Фестиваль проходит уже 22-й раз. Темой его программы и подзаголовком стал 1913 год - "На фоне эпохи... год 1913". Этот год ознаменован событиями, которые имели огромное влияние на культуру и искусство всего прошлого века и наших дней: Н. Рославец создал новую систему звуков, И. Стравинский написал "Весну священную". А. Ахматова посвятила 1913 году свою "Поэму без героя"... Прошло 95 лет. И сегодня на сцене "Дружбы" звучат "Весна священная", романсы, созданные в новой звуковой системе Н. Рославца... История если не повторяется, то проводит параллели.

Открывал концерт и представлял участников Марк Белодубровский - скрипач, композитор, лауреат международных конкурсов, заслуженный работник культуры РФ. Он поблагодарил главу города Игоря Алёхина, при непосредственной и всевозможной поддержке которого фестиваль смог в этом году состояться. Музыкант отметил, что роль фестиваля трудно переоценить: для участников - это площадка для самовыражения, воплощения идей, для зрителей и слушателей - уникальная возможность посмотреть и оценить новое в искусстве. И, как точно подметил Белодубровский, заслуга фестиваля ещё в том, что "имя Габо узнали не только за рубежом, но и... в Брянске". (Наум Габо - всемирно известный скульптор, художник-конструктивист, родился в нашем городе. - Прим. авт.).

После вступительной речи Марк Белодубровский за кулисы не ушёл, а пригласил на сцену Михаила Дубова, чтобы вместе с ним исполнить сонату Н. Рославца для скрипки и фортепиано. Это произведение - первое, написанное композитором в новой системе звуков. Оно создавалось в эпоху символизма, создания поэтических кружков, философских бесед. Соната вобрала в себя все тайны и отразила проблематику начала прошлого века, накал политических споров и лирику блоковских поэм. Музыка переносила слушателей из шумных ресторанов в тихие переулки, где гуляет влюблённый поэт, музыка ставила вопросы... на которые каждый ищет ответ самостоятельно.

Очень ждали зрители выступление "SoLi-квартета" из Москвы. "SoLi-квартет" - это четыре артиста из оркестра "Виртуозы Москвы", это две скрипки, альт и виолончель. Это качественное исполнение музыки. Это удовольствие для слушателей. Квартет исполнил 3-й концерт Шнитке.

Выступление оркестра лаптопов (лаптоп - то же самое, что ноутбук) CybOrk под руководством Андрея Смирнова (Москва) удивило публику своей новизной и нетипичностью. Это было настоящее представление, перформанс: происходящее на сцене нельзя назвать обычным выступлением. Все звуки нашего мира - от скрежета пилы и хруста веток до рёва мотора и вороньего "каррр" сливались в электронных недрах ноутбуков в невообразимые комбинации. Слуховые впечатления дополнял видео-ряд: на экране меняли очертания геометрические узоры, в которых, присмотревшись повнимательнее, можно было разглядеть фантастических животных, водопады, лестницы, тетрисные кубики, ещё не ведомые человеческому восприятию символы...

Зрители реагировали на электропоэму, исполненную необычным оркестром, абсолютно по-разному: одни смотрели на сцену с интересом, другие - с недоумением. Самые впечатлительные после концерта рассказывали, что слышали... музыку звёзд. А кто-то просто поднялся и покинул зал.

И это нормально. Современное искусство неоднозначно. Его ценители и любители должны обладать изрядным опытом восприятия, чтобы услышать и понять то послание, которое несёт оно миру. Те, кто покинули зал, просто не были готовы к такому восприятию. И тем большую благодарность нужно выразить CybOrkам, которые уходят от банальности, стереотипов, создавая свою музыку - "организованный шум", звукоряд, электрическую поэму сфер...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно