Примерное время чтения: 6 минут
387

Скандинавские мотивы. Ирина Емельянцева о музыке, которую привезла в Брянск

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 03/08/2016
Максим Ушаков / АиФ Брянск

В этом году почётным гостем ежегодного фестиваля современного искусства имени Николая Рославца и Наума Габо стала композитор и пианистка, широко известная за рубежом как исполнитель авангардной музыки Ирина Емельянцева.

Для своих земляков, а звезда европейских сцен родилась и выросла в Брянске, она впервые привезла произведения скандинавских композиторов. И не ошиблась. Зал очень тепло принял новую для большинства гостей фестиваля музыку. Как оказалось, у нас со скандинавами куда больше общего, чем кажется.

Тяга к высокому

Ольга Момот, «АиФ-Брянск»:  Ирина, вы удивили всех выбором репертуара, расскажите, почему именно скандинавская музыка, чем она вас так привлекла?

Ирина Емельянцева: - Ещё во времена студенчества меня очень тянуло к зарубежным композиторам, но в полной мере насладиться их творчеством в советское время было трудно. Найти записи было практически нереально. А уж если в руки попадалась какая-нибудь пластинка с современной музыкой, это была большая удача.

Справка
Ирина Емельянцева родилась в Сельцо в семье музицирующих врачей. Училась в Брянском музыкальном колледже. После окончания консерватории стажировалась в Берлинской академии музыки. С 1997 года концертирует в Европе и странах СНГ. В 2008-м и 2009-м годах сотрудничала с Баварским радио и выпустила компакт- диски с произведениями Николая Рославца в своём исполнении, а также собственные фортепианные опусы. Сотрудничала с симфоническим оркестром Дрездена, берлинским камерным оркестром «Новая музыка», оркестром Санкт-Петербургской государственной консерватории, театром музыкальной академии Райнсберг, ансамблем «Мозаика» и трио «Буланже».

С творчеством скандинавских композиторов я знакома довольно давно, и мне очень хотелось познакомить с этой музыкой своего любимого брянского слушателя. К тому же нам она намного ближе, чем, например, музыка Германии. Скандинавские авторы используют близкие нам современные ритмы и мелодику, в их творчестве есть колоссальная динамика и внутреннее напряжение.

- Но ведь такая музыка - не для всех, не боитесь быть непонятой?

- Разумеется, не для всех, но это вполне естественно. Чем выше уровень музыки, тем сложнее её воспринимает слушатель. Особенно это касается современных произведений. Но передо мной и не стояла задача сделать её понятной для всех. Главное - познакомить с этими произведениями как можно большее количество людей, чтобы каждый из них сам сделал выбор - слушать ли ему подобную музыку или нет?

- Публика привыкла к тому, что большинство пианистов всё-таки играют классику, почему её нет в вашем репертуаре?

- Конечно же, я люблю классическую музыку, и я довольно долго и много её исполняла. Но мне, как и любому композитору, стало тесно в рамках одного стиля, тем более, когда вокруг столько всего нового и интересного. Захотелось попробовать что-то иное, в результате выбрала и остановилась на том, что мне действительно по душе.

Ближе к Европе

- Вы частый гость на Брянщине? Изменилась ли ваша малая родина со времён вашей юности?

- В Брянске бываю раз-два в год. Я родилась и выросла в Сельцо, там и сейчас живут мои родители, их и навещаю. Мы с семьёй живём в немецком городе Штраусберге, под Берлином. Брянск сильно изменился, но в лучшую сторону. Больше всего удивляюсь, что магазины европейского уровня появляются даже в таких маленьких городах, как Сельцо, что уж говорить про областной центр. И городская инфраструктура всё больше напоминает европейскую. Из того, что сохранилось со времён моего детства и продолжает греть душу, - маленькие уютные церквушки. Они как были, так и остались.

- Вы так тепло отзываетесь о родных местах, почему всё-таки уехали из России?

- Это как-то само собой получилось. Я с самого детства увлекалась западной музыкой, потом ещё и современной. А когда после очередной победы на одном из конкурсов в Санкт-Петербурге мне предложили стипендию в Германии, раздумывать не стала, уехала и осталась. Обманывать не буду, условия для музыкантов там комфортнее, больше карьерных перспектив. Да и интерес к современному искусству намного выше, чем здесь.

Скандинавские авторы используют близкие нам современные ритмы и мелодику, в их творчестве есть колоссальная динамика и внутреннее напряжение.

- Ирина, а насколько важны такие музыкальные фестивали, как фестиваль Рославца и Габо, для регионального слушателя, выполняют ли они свою просветительскую функцию?

- Я думаю, более чем. Необходимо поддерживать такой культурный уровень, чтобы брянские слушатели знали о Николае Рославце, Науме Габо, о современных художниках и о своих традициях. Это за рубежом их все знают, но я не уверена, что с творчеством наших талантливых земляков хорошо знакомы в России. А благодаря этому фестивалю огромное число людей смогло повысить свой культурный уровень.

Пробуйте и выбирайте

- Для любого музыканта важно высказаться и быть востребованным, а современный музыкальный бизнес к этому не слишком располагает, вас это как-то коснулось?

- Если вы говорите об институте продюсеров, то в них нет необходимости, если речь идёт просто о творчестве. В Германии права композитора защищают надёжно. Например, за исполнение моих композиций я получаю гонорар. Деньги нужны только для записи компакт-дисков. Есть фирмы, куда я обращаюсь, чтобы записать их, но это не коммерциализация творчества.

- А насколько важны конкурсы в карьере музыканта, особенно начинающего?

- Лично я, наоборот, конкурсов всегда избегала, особенно фортепианных. В них много механики, а это, прежде всего, тренировка, которая не так уж и располагает к творчеству. К тому же я никогда не стремилась стать именно пианисткой. Всегда ощущала себя как композитор, поэтому не искала никаких премий и наград. Не буду говорить за всех, но знаю нескольких музыкантов, которые выигрывали престижные конкурсы, но никакой перспективы из этого не следовало. Один-два года они играли на публике, а потом исчезали со сцены.

- Что в такой связи можно посоветовать молодым людям, которые только начинают свой творческий путь?

- Пробовать и искать что-то своё, а для этого нужно интересоваться всем, что происходит в современном музыкальном мире. В эпоху, когда всё доступно благодаря сети Интернет, сделать это гораздо проще, чем раньше. И этим обязательно нужно пользоваться. Ещё, наверное, нужно правильно ставить цель и следовать ей, что бы ни происходило. Я, например, уже в 18 лет точно знала, что буду композитором. И  в другой профессии просто себя не представляла.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах