Примерное время чтения: 7 минут
94

Ошибка жизнь меняет шибко

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Крик души пенсионера Васина 07/02/2007

В N 39 (2006 г.) мы познакомили читателей со статьей "Жизнь и творчество А.К. Толстого в искаженном виде", получившей много откликов. Сегодня продолжаем разговор о появляющихся в последнее время новых публикациях о писателе.

Приближается 190-летний юбилей нашего славного земляка А.К. Толстого. Это событие привлечет немало гостей в его бывшую усадьбу - Красный Рог, хотя там уже почти ничего толстовского не сохранилось. Но в ней есть музей писателя. Одинокому посетителю помощником в залах музея мог бы стать подробный путеводитель. В качестве его предлагается путеводитель "Красный Рог". Автор М.Д. Трушкин, издательство ТОО "Злата", Брянск, 1998 год. Имеется он и в библиотеках.

Фантастика на досуге

Чтобы познакомиться с экспонатами по описаниям "Путеводителя", придется провести в музее немало времени, так как они пространны, зачастую уводят посетителя в сторону от предмета созерцания. Но можно найти выход, если ознакомление с текстом провести на досуге. И вот тут начинается самое фантастическое.

Если читатель знаком с литературой и историей 19-го века, с биографией писателя, то он не устанет поражаться. Автору можно простить незнание того, что имение Красный Рог не принадлежало А.А. Перовскому и детство А.К. Толстого в нем не проходило. Это открытие было сделано позже написания путеводителя. Но утверждение, будто бы А .К. Толстой в 1834 году заканчивал курс учебы в Московском университете "и экзамены"... успешно сдал 4 октября 1836 года, - полный абсурд. 9 июня 1836 года по пути в Ниццу в Варшаве умер А.А Перовский, которого сопровождали Толстой и его мать. Посему неверно и утверждение, будто он поспешил к матери в Петербург, чтобы утешать ee. Из Варшавы Толстой поехал в Ниццу проводить свой четырехмесячный отпуск вместе с матерью.

А.К. Толстой в университете не учился, а сдавал при университете экзамены на право получения аттестата чиновника первого разряда в декабре 1835 года. Автор не знаком с образовательной системой, бытом и нравами описываемой эпохи, что приводит к нелепостям, подобно этой: А.К.Толстой, оказывается, "...жил жизнью светской: влюблялся с увлечением, плясал на великосветских балах". На великосветских балах не плясали, а танцевали. Причем существовала строгая последовательность танцев, диктовались правила поведения и темы разговора во время их исполнения. Даже вальс во времена Толстого считался непристойным танцем. Сплясать - на балу великосветском считалось бы дикой выходкой. Пляски - это мужицкие танцы, принятые, в среде простолюдинов. Кстати, "влюбиться" и "увлечься" - синонимы одного и того же чувства.

Путаница в датах и событиях встречается на каждом шагу. Автор пишет: "В том же 1857 году Софья Андреевна, получив развод от мужа, Л.Ф. Миллер, вступила в брак с графом А.К. Толстым, после чего оба вскоре оставляют Петербург, избрав для постоянного места жительства Красный Рог".

Причем здесь Растрелли?

На самом же деле С.А Миллер получила развод лишь в начале 1863 года, а 3 апреля того же года состоялось официальное, церковное, оформление брака с Толстым. В 1857 году они жили в Пустыньке под Петербургом, а с ноября 1858 г. по декабрь 1859 г. поселились в Погорельцах, лишь с октября 1868 года супруги Толстые избрали постоянным местом жительства Красный Рог. В одной фразе автор допустил три фактические ошибки.

Поражает вольность обращения М. Трушкина с авторскими текстами А.К. Толстого и других мемуаристов. Так, цитируя писателя: "...первые мои годы прошли в его имении", - он поправляет А.К. Толстого: "На Черниговщине у А.А. Перовского было не одно, а два имения - Погорельцы и Красный Рог". В другом месте (с.146) автор перемещает Толстого из Погорельцев в Красный Рог, на охоту в 1858 году, когда тот приглашал Н. Жемчужникова в Погорельцы.

В воспоминаниях Е.М. Мухановой к фразе "центральное положение всего дома занимала восьмиугольная зала" приписывает от себя "...на стенах которой имелись росписи со сценами охоты" - так велико желание внушить читателям нелепое название главного дома "Охотничий замок", появившегося 40 лет назад, да еще и приписать авторство проекта Б. Растрелли, умершему задолго до его строительства.

Как оказалось, автор путеводителя не в ладах и с историей усадьбы. Он пишет: "В парке усадьбы Красный

Рог, заложенном дядей поэта А.А. Перовским и дошедшем до нашего времени...". Возникает вопрос: как мог заложить парк человек, родившийся на 7 лет позже, чем строилась усадьба. М. Трушкин сообщает, что "А.А. Перовский перестроил Охотничий дом. Перестроечные работы коснулись в основном наружных стен, которые обложили кирпичной кладкой для утешения, после чего здание всеми воспринималось как каменное". Но позвольте! А. Перовский умер в 1836 году, а А. Фет в 1869 увидел "...красивый деревянный дом...", а еще позже дом описала Е. Myханова: "...главное здание - "графский дом". Постройка деревянная, не обширная, но красивая".

Досталось и новым владельцам усадьбы - Н.М. и М.А. Жемчужниковым, которые "жить предпочли: ...в спешно построенном доме на другом берегу реки Рог, а "...главной постройкой усадьбы не интересовались..." Смею заметить, что зареченский дом существовал при А.К. Толстом и обозначен на межевом плане 1869 года. В нем жил управляющий, а затем М. Буда-Жемчужников. Посетивший село в 1900 году Н.Л. Федоров, писал: "Красногорский дворец, в котором жил и скончался А.К. Толстой, находится в том же виде, как и при жизни покойного графа. Благодаря особой заботливости нового владельца, он постоянно подновляется и ремонтируется..." Последний владелец усадьбы М.А. Жемчужников жил в главном доме, или во дворце, как называли его крестьяне. Об этом факте знают все жители села, кроме Трушкина, предок которого перед революцией служил кучером у этого помещика.

Вымыслы и домыслы

После таких пассажей неудивительно то, что М. Трушкин неверно называет дату строительства местной церкви, подмосковное Кусково приписывает Разу-мовским, а зодчего Растрелли - Брянщине. Брюллов якобы писал портрет А.К. Толстого возле Краснорогского болота.

Вообще же путаница среди персонажей путеводителя постоянная: не Николая, а Михаила называет Будой-Жемчужниковым, Михаила Хитрово, мужа С.П. Хитово - племянником А.К. Толстого. Воспоминания С.П. Хитрово выдает за воспоминания Е.М. Мухановой, ее дочери. Из рассказа узнаем, что Е. Муханова, родившаяся в 1870 году, обучала грамоте крепостную Ольгу в 1856 году. Н.М. Жемчужников, по утверждению М. Трушкина, "много лет" служил, редактором издательства Московского университета, в то время как он в этой должности состоял всего семь месяцев.

Не утруждает себя автор правильным написанием фамилий - Бахметевых, Шереметевых, Вигилянского, Валлен-Деламота.

Беглый анализ очерка-путеводителя без учета литературно-художественных и прочих достоинств и недостатков выявил на 173 страницах малоформатного издания более 40 только фактических ошибок.

Очевидно, что произведения писателя лучше познаются через его личность, жизнь, окружение. Наверное, поэтому мы стремимся сохранять мемориальные места писателей, чтобы через их призму лучше познать творения творцов. Но есть и другая сторона этого вопроса, на которую мало обращают внимания: кто и что преподносит публике о личности писателя. Порой вымыслы, невежество и безответственность пишущих могут исказить до неузнаваемости эту личность, навредить ей.

Наверное, ни об одном классике русской литературы нет столько вымыслов и безграмотных "творений", как об Алексее Константиновиче Толстом, причем исходящих из музея его бывшей краснорогской усадьбы. Музей, по статусу научное учреждение, по сути, ведет антинаучную деятельность.

Как тут не вспомнить высказывание А.К. Толстого в предисловии к роману "Князь Серебряный" о том, что "...при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук, и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от того, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно