Примерное время чтения: 6 минут
143

Властный князь далекой эпохи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Спасём сквер 20/12/2006

В "АиФ-Брянск" N 49 было напечатано интервью с автором исторического романа "Князь Роман Брянский" Константином Сычевым. В связи с интересом читателей к основателю Брянского княжества и выдающемуся политическому деятелю, творчеству его создателя мы продолжаем публикацию интервью с писателем.

- Константин Владимирович, читатель В. Соков из Брянска в своем письме в редакцию высказывает мнение, что вы приуменьшили значение личности князя, показав в книге некоторые негативные моменты, например о любвеобилии князя, словом, то, что никак нельзя вписать в понятие "святость"?

- Отрадно, что читатели реагируют на мое произведение. И не важно, нравится им созданный мной образ или нет. Другое дело - несправедливая трактовка! Спрашивается, а более чем семисотлетнее умолчание - это не приуменьшение? Почему многочисленные мыслители, ничего не сделали, чтобы этот образ предстал перед людьми? Скажу однозначно. В своем творчестве, как, впрочем, и в жизни, я руководствуюсь обязательным принципом: говорить только правду!

Я не могу и не хочу врать, тем более на исторические темы!

Князь Роман не был духовным лицом: ни священником, ни монахом. Он вел такой образ жизни, который соответствовал "имиджу" князя: был отчаянным воином, любил женщин и застолья. Я создавал образ властного человека той эпохи, но не современной! Неискушенному читателю трудно это понять.

Что же касается православной этики, которую некоторые ханжи возвели в абсолют, то в XIII веке представления о "порядочности" и "святости" были несколько иные! В это время христианство еще сосуществовало с язычеством. Только через три столетия, православная церковь овладеет всей духовной жизнью Руси.

- И тем не менее вы считаете образ князя Романа реалистическим?

- Да, так считаю. Я получил оценку книги со стороны - от людей науки, стилистов, знатоков языка и филологов. Советы, рекомендации были. Я их учел в своей следующей книге. Истинные труженики пера прекрасно понимают, какую задачу я решал в своей книге и какой труд проделал... И даже если у них возникают какие-то сомнения или несогласие с той или иной трактовкой, они отдают дань уважения моему труду. Легко судить автора только тому, кто не имеет представления, сколько сил и здоровья творчество отнимает! Я прекрасно понимаю, кто стоит против правды. В первую очередь, это чиновники! Они и вдохновляют недовольных. Зачем им лишние хлопоты? Посмотрите, вот стоят памятники Пересвету и Тютчеву, а где же памятник фактическому основателю Брянского княжества?

- Вы прославляете князя Романа?

- Вне всякого сомнения. Князь Роман, благодаря моему труду, вышел из многовекового забвения. И сейчас есть немало людей, которые хотели бы это забвение продолжать!

Что же касается образа моего героя, то я максимально приблизил его к той эпохе и создал положительный образ. Я проникся любовью к этому великому человеку и постарался максимально это выразить и не упустить никаких княжеских достоинств и не "принизить". Что поделаешь, я создавал свой труд, руководствуясь только человеческими способностями и возможностями и, конечно, понимаю, сколь они ограничены, ибо все знает только господь Бог!

Что же касается критиков, то скажу: напишите лучше! Критиковать всегда легче, чем создавать на пустом месте!

Мои книги - это художественные произведения, а не научные трактаты, и я имею право на основании российской законности на собственное художественное самовыражение.

- Говорят, что кто-то из представителей церкви выразил недовольство образом князя Романа?

- Мое произведение - не религиозный трактат, а светская художественная книга. Мне обидно, если служащие Богу осуждают мой искренний и честный труд. В нем нет ни единого негативного суждения о любой вере! Я с уважением и любовью описал брянского священника, отца Игнатия...

Я всегда с уважением относился к Православной Церкви! И в ту пору, когда оскорбляли церковь, уничтожали храмы и преследовали верующих, я открыто выступал против варварства и уничтожения православной культуры. Писал во многие инстанции, даже в ЦК КПСС и партийные газеты, пытаясь обратить внимание власти на бедственное положение православных храмов и несправедливое уничтожение церквей.

Сейчас же появилось очень много "глубоко религиозных" людей, которые в былые годы хулили церковь и издевались над священниками! Я снова имею в виду чиновников. Мне очень жаль, если некоторые представители церкви, вступив с этими "верующими" в союз, стали петь с ними в унисон!

- В книге прозвучало древнее название нашего города - "Бряньск", разве не "Дебрянск"?

- Ученые давно установили, что Дебрянск - ошибка переписчиков летописей. В Ипатьевской летописи слово "Бряньск (Брянеск)" сочетается со словом Дебрянск (Добрянск) едва ли не по нескольку раз на странице!

Одним из ученых, обнаруживших эту ошибку, является ст. научный сотрудник брянского краеведческого музея Н.Е. Ющенко. Он написал по этому поводу серьезную работу.

Я же, зная, что в древности слово "дебря" являлось грубым ругательством, совершенно исключаю, как глупость, слово "Дебрянск"!

- Каковы ваши литературные планы?

- Сейчас я представляю читателю очередную книгу - "Василий Храбрый". В процессе работы над источниками мне удалось узнать, что князь Василий был очень известен на Руси, носил прозвище "Хоробит" (Храбрый), полученное от самого ордынского хана! Что именно он и был тот неизвестный русский князь, который сразился с великим татарским временщиком Ногаем и победил его!

- Это ваш новогодний подарок читателям?

- Да, это так! Я очень старался, я люблю своего читателя и считаю свои книги народными!

Тираж новой книги невелик. Перед Новым годом она будет продаваться в книжных магазинах "От А до Я" и Центральном Доме книги.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно