Попрошайки: мошенники или жертвы судьбы?

По официальным данным брянской полиции, в послед­нее время вопиющих случаев мошенничества в этой сфере на Брянщине не наблюдалось. Самый громкий пример – мо­шенник родом из Клинцов, разоблачённый во Владивос­токе. Гастролируя по стране, он собирал деньги на лечение несуществующей дочери.

   
   

Христа ради

Однако каждый из нас не­однократно видел женщин, стоящих на коленях с фотографиями якобы тяжелобольных детей. Или сидящих на ступеньках церкви и при­жимающих к себе испуганно­го и, чаще всего, измученного жарой или холодом ребён­ка. Против такого мощного психологического давления устоять сложно. А если ещё и затронуть религиозные чув­ства…

- Помогите Христа ради собрать деньги на пересадку почки для ребёнка!

Попрошайки умеют играть на слабостях. Фото: www.russianlook.com

Это – «хит» среди типич­ных фраз попрошаек, кото­рым они вооружаются, стоя в самых проходных местах. Как ни парадоксально, схе­ма всегда срабатывает. Люди тут же тянутся за сумками и кошельками, потому что дети – это святое. Бормоча благодар­ности, «мамочка», одной рукой при­нимая деньги, а другой - успевая пе­рекреститься и про­демонстрировать фотографию ребён­ка (чаще – просто икону), уходит на­встречу следующим заработкам. А мы, успокоенные тем, что совершили доброе дело, даже не задумываемся о том, куда только что «уплыла» часть кровно заработанных денег.

Справка
В конце 80-х – начале 90-х годов в Российской Федерации была создана система социальных служб для семей и детей, основанная на принципах комплексного решения проблемы, индивидуального подхода к каждому, нуждающемуся в помощи. Люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, должны обращаться в социальные учреждения, где им окажут соответствующую поддержку, предоставят необходимые социальные услуги.

Лечение обеспечат

- Большинству серьёзно больных детей департамент здравоохранения выделяет квоты на лечение и на реаби­литацию, - объясняет Ольга Чиркова, заместитель ди­ректора Департамента здраво­охранения Брянской области, группы охраны ма­теринства и дет­ства. – Деньги выделяют из об­ластного бюджета.

Конечно, мы живём не в иде­альном государ­стве, и, что уж скрывать, не всем хватает квот хва­тает для выздоровления. Но тут на помощь приходят благот­ворительные фонды. Взять только «АиФ. Доброе сердце», он помог многим, в том числе и брянским детям. Такие организации способны выделить на лечение милли­оны рублей, которые собрать на улице нереально. Не­ужели родители больных ма­лышей не знают о существо­вании фондов?

   
   

- За прошедшие пять лет я всего один раз столкнулась с человеком, который дейст­вительно собирал деньги на лечение ребёнка, - рассказы­вает директор брянского бла­готворительного фонда «Ва­нечка» Ирина Цыганкова. – Девушка стояла в переходе с опечатанным ящиком, в фартуке «Поможем детям». Помимо этого, у неё на руках были ксерокопии докумен­тов, подтверждающие, что её племянник тяжело болен. Но это, скорее, исключение из правил.

По мнению Ирины Цыган­ковой, если хочется совер­шить доброе дело и помочь больному ребёнку, лучше пе­речислять деньги в благотво­рительный фонд. Там прове­ряют каждого обратившегося.

Как помочь

Отрицать, что среди прося­щих о помощи есть те, кто дей­ствительно в ней нуждается, тоже нельзя. Растить больного ребёнка трудно, ему нужны ле­карства, денег и правда может не хватать.

Специалисты из центра социального обслуживания Брянской области уверяют: ро­дители, воспитывающие детей-инвалидов и желающие иметь дополнительный доход, всегда могут устроиться через службы занятости на работу с гибким графиком, в том числе на дому. А в самих центрах социального обслужи­вания есть отделения реабили­тации детей-инвалидов, где им оказывают специализирован­ную помощь два раза в год. При этом помощь может быть самой разной: денежной, продукто­вой, вещевой. Чтобы её полу­чить, нужно всего лишь подать заявление и необходимые доку­менты. Не бросают в нашей об­ласти на произвол судьбы даже людей без определённого места жительства.

Кстати
Мосгордума обсудила предложения об установлении ответственности за попрошайничествос использованием детей и животных. Для защиты детей в статье 151 Уголовного кодекса РФ предлагают добавить слова «использование в целях попрошайничества».

Так что прежде чем маши­нально дать просящему, как в известной поговорке, «рыбу» в виде мелочи, попробуйте рас­сказать ему о возможности ре­ально улучшить положение, по­дарив таким образом «удочку».

Распознать мошенника

- Если видите на улице по­прошаек, спросите, на что именно они собирают деньги и для кого? – советует Ольга Чиркова. – Поделюсь своим горьким опытом. Когда я зада­ла подобные вопросы попро­шайкам-молдованам, оказа­лось, что на самом деле деньги нужны им для миграционной карты. Причём этих людей не смущало, что их несчастный ребёнок едва не терял сознание от жары. Вот вам и любящие родители!

Ирина Цыганкова также уве­рена, что узнать – мошенница перед вами или нет – проще простого. Достаточно спросить, находится ли ребёнок в стадии ремиссии. Попрошайки, как правило, сразу теряются – данный термин в их скудном словарном запасе не значится.

Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

 

Мнение специалиста

Галина Се­верьянова, директор Комплек­сного центра социального обслуживания населения Фокинского района:

- Есть такая категория людей, ко­торым нравится бродяжничать и побираться. Это их образ жизни, а не безвыходное положение. Сегодня существуют различные виды помощи в самых разных трудных ситуациях и тот, кто попал в беду, может её получить.

И вообще, разве нормальная мать позволит себе сидеть на улице с ребёнком и побираться?! Не советую давать деньги уличным попрошайкам, выпрашивающим их якобы на пропитание или лече­ние детей. Хотите помочь – купите детям конфеты, фрукты, печенье, а пенсионеру или инвалиду – про­дукты питания.

Мнение власти

Сергей Королёв, начальник пресс-службы УМВД Брянс­кой области:

- Люди, кото­рые собирают деньги на лечение родственников или детей, закон не нарушают. Поэтому вмеша­тельство полиции возможно только по заявлению пострадав­ших от действий мошенника.

По закону полицейские не могут самостоятельно выяснять, куда расходуются деньги, собран­ные на благотворительность. Тем не менее граждане должны понимать, что давать кому-либо деньги «вслепую» не стоит. Эф­фективный способ – попросить личной встречи с больным и с врачами, которые занимают­ся его лечением. Если в ответ последуют отговорки, стоит задуматься.

Мнение психолога

С одной стороны, все понимают, что попрошайка – это профессия. А с другой, разве вы не пошли бы на всё ради близкого человека, который попал в беду?

Как показывает практика, в большинстве случаев лю­ди, выпрашивающие деньги на улицах для ребёнка, – по­прошайки. К тому же ещё и отличные психологи. Одни из «любимых» их мест – церкви. Они внимательно наблюдают, в каком настроении пришёл человек, к каким иконам под­ходит. Попрошайки прекрасно чувствуют состояние «жертвы»: покидая церковь, он, как правило, настроен более дру­желюбно, расслаблен. Вот тут и наступает момент попросить милостыню, а если ещё и для ребёнка. Ведь это грех – от­казывать в церкви. Желание пожалеть, помочь - часть нашего русско­го менталитета.

Ещё одно прекрасное место для «заработка» - подзем­ные переходы или электрички. Когда люди спешат, им неког­да вникать в суть дела – про­ще подать мелочь и побежать дальше. И всё-таки не стоит относиться к помощи боль­ным детям так легкомысленно. Нужно давать деньги только тем, в ком полностью уверен. Можно обратиться в любой онкологический центр. Там всегда нужна помощь конкретным детям.

Смотрите также: