Успеть до 17 лет
Ольга Момот, «АиФ Брянск»: Людмила Ильинична, Брянщина по-прежнему богата на таланты, говорят, все давно в столицу подались? Остались у нас потенциальные Мацуевы и Петровы?
Людмила Урусова: Способных ребят много, но из них лишь единицы серьёзно задумываются о профессии музыканта, ведь для того, чтобы стать настоящим профессионалом, одного таланта недостаточно. Нужно много трудиться, быть предрасположенным к музыкальному творчеству, технически оснащённым, а для этого необходима хорошая образовательная база. Основу всего закладывает музыкальная школа, затем колледж, а уже потом, если интерес к музыке не пропал, консерватория или другие вузы музыкальной направленности. На всё про всё нужно потратить лет 16, и пройти такой серьёзный и долгий путь не каждому под силу. Вот и получается, что по практическим, а иногда и по финансовым соображениям способные молодые люди по окончании музыкальной и общеобразовательной школы идут получать профессии, к примеру, в юридические, экономические вузы, где высшее образование можно получить быстрее.
- Быть профессиональным музыкантом совсем не престижно?
- К сожалению, престиж профессии падает, особенно это стало ощущаться с 90-х годов прошлого века, когда детские школы искусств перевели в разряд учебных заведений дополнительного образования и фактически приравняли их работу к занятиям в кружках художественной самодеятельности. Кроме того, оплата труда педагогов-музыкантов в области ниже, чем у педагогов общеобразовательных школ!
- Такая тенденция характерна только для Брянщины или в других регионах такая же ситуация?
- Это происходит повсеместно. К сожалению, культура всегда поддерживалась финансово по остаточному принципу, труд музыкальных работников и их вклад в культуру не всегда оценивался по достоинству. А ведь педагоги-музыканты вносят свою важную лепту в воспитание нравственности и общей культуры молодых людей. Мы можем наблюдать, что за последние 20 лет уже выросло поколение молодёжи («дети перестройки»), для которых классическая музыка и культура – понятия скорее абстрактные!
Мы не хуже, а лучше
- Ну а публика? Готовы ли мы сегодня испытывать истинное удовольствие от классики, как было много лет назад?
- Слушательские интересы публики в настоящее время весьма разнообразны. Однако концертные залы, где звучит классическая музыка, к сожалению, посещает мало молодёжи. На такие концерты ходят в основном любители так называемого среднего возраста или музыканты-профессионалы, которые приводят на них своих учеников. Конечно, филармония проводит лекции-концерты для учащихся общеобразовательных школ, но этого недостаточно для воспитания широкого круга брянской молодёжи. Большинство современных людей, даже имея несколько высших образований, весьма далеки от искусства и от классической музыки, в частности, что влияет на уровень их общей культуры, духовного развития и воспитания в целом.
- Наверняка, вы общаетесь со своими бывшими учениками, как у них сложилась судьба?
- Многие из них успешно окончили музыкальные вузы и стали востребованными профессиональными музыкантами или педагогами. Например, один их моих первых воспитанников Михаил Преображенский – доцент кафедры концертмейстерского искусства Саратовской консерватории. Он не только преподаёт, но и много концертирует, в том числе и с камерным ансамблем «MUSICA FELICE», даёт мастер-классы. Там же, только на кафедре камерного ансамбля, работает другая моя ученица - Анжела Хохлова, доцент, кандидат искусствоведения. Из последних выпускников - Илья Кайгородов, окончивший Московскую консерваторию, успешно работает концертмейстером в Москве. Сейчас уже многие мои ученики работают педагогами не только в Брянске и области, но и в других городах. С кем-то из них я поддерживаю связь до сих пор, благо есть Интернет, правда, не со всеми удаётся.
- А за рубежом российских музыкантов ценят?
- За границей всегда ценили наше музыкальное образование, как одно из фундаментальных и лучших образований в мире, и труд музыкантов-педагогов хорошо оплачивался. Сейчас, например, среди студентов наших консерваторий учится довольно много выходцев из стран Юго-Восточной Азии, где музыкальное исполнительство в настоящее время на подъёме. Они поступают в наши вузы даже платно, потому что по возвращении на родину становятся профессиональными и высокооплачиваемыми музыкантами. Год обучения в российской академии стоит немалых денег, но эти затраты на образование в России для иностранцев гораздо меньше, чем у них на родине.
Ещё не всё потеряно
- Может быть, для того чтобы удержать таланты, нам просто не хватает собственного музыкального вуза?
- Несколько лет назад обсуждалась тема открытия музыкального вуза на Брянщине как филиала, скажем, Российской академии музыки имени Гнесиных, но инициатива так и осталась на бумаге. Для такого престижного образовательного учреждения нужна соответствующая база, которая требует немалых вложений, а также педагогические кадры, способные работать в высшем звене. В настоящее время проблема сменяемости педагогических кадров в нашей области стоит весьма остро. Опытные педагоги уходят на пенсию, ярких индивидуальностей среди молодёжи мало.
- Какие условия нужно создать, чтобы поднять престиж профессии?
- Об этом в двух словах не скажешь! Конечно, должна быть привлекательной для талантливой молодёжи сама профессия музыканта, личность педагога, к которому стремятся попасть, сама атмосфера творческого горения в колледже, его активная концертная, методическая жизнь и взаимосвязь с детскими школами искусств. Я глубоко убеждена, что, несмотря на все трудности текущего периода, талантливые дети, кому, как говорят, на роду написано, придут к нам учиться! Ведь в практике колледжа были случаи, когда молодые люди после окончания других вузов, уже сознательно приходили к нам учиться музыкальному искусству и затем связывали свою жизнь с музыкой навсегда. Другая сторона проблемы - это поддержка со стороны государства, местных органов власти не номинальная, а конкретная. Тех шагов, которые сейчас предпринимаются для поддержания музыкальной культуры и педагогов-музыкантов, в частности, недостаточно для того, чтобы люди нашей профессии, занимаясь любимым делом, в полной мере чувствовали, что их труд востребован и оценён по достоинству.