Судьба поступила с ней неблагосклонно. Родилась Анастасия Дмитриевна 1 марта 1871 года в слободе Алтухово, что ныне на Брянщине в Навлинском районе. В начале прошлого века не было в России популярнее триумвирата, чем Вяльцева, Панина и Плевицкая, а затем имя Вяльцевой на десятилетия было забыто. Из небытия его возродила брянский краевед Светлана Кизимова, издав книги "Чайка русской эстрады" и "Несравненная Анастасия Вяльцева". В выставочном зале на бульваре Гагарина прошла литературно‑музыкальная гостиная, посвящённая памяти Анастасии Вяльцеврй.
Из горничной в певицы
ЗАЛ рукоплескал ей дружно. А когда она спела последний романс, произошло невообразимое: "Браво! Бис! Просим! Ещё! "Тройку", "Ветерочек"!
Публика бушевала. Снова на сцене появилась Анастасия Вяльцева. Стройная. Изящная. И звонким серебристым голосом запела: "Гей да тройка, снег пушистый, ночь морозная кругом. Светит месяц серебристый, мчится парочка вдвоём..." Было в её голосе что-то лихое, ухарское. Потом появилась щемящая тоска. Чарующие звуки завораживали, куда-то звали. По просьбе публики Анастасия Вяльцева пела один романс за другим. В тот день она удвоила свою программу. А бывали случаи, что и утраивала.
Однажды в Петербурге она сверх программы спела более пятидесяти песен и романсов. На концерты популярной певицы трудно было достать билеты. В Петербурге, Москве, Рязани, Варшаве, Киеве и Курске - всюду она добивалась успеха. Грандиозного, ошеломляющего. Её заставляли выходить на сцену по десять - двадцать раз. И она не отказывалась. Щедро дарила людям радость, торжествующую любовь, светлую грусть и нежность. За период с 1902 по 1912 год артистка преодолела путь длиной более двухсот тысяч километров. Она посетила почти все крупнейшие города России.
Отца Вяльцева лишилась рано. Её матери пришлось переехать с детьми в Киев. Анастасия трудится ученицей в мастерской дамских нарядов, продавщицей минеральной воды, горничной одной из киевских гостиниц на Крещатике... Потом была опереточная труппа, в 1890 году Вяльцева поступила в хор Киевского товарищества опереточных артистов Здановича-Борейко. Здесь она впервые участвовала в гастрольной поездке...
Феерическая карьера
ПЕРЕЕХАВ в Петербург, выступая в опереточной труппе в Малом театре, А. Д. Вяльцева много учится. Голос стал неузнаваемым. Ей поручали ведущие партии. Успех молодой певице принёс первый самостоятельный концерт в московском театре "Эрмитаж" в 1897 году. Критик Пальмский тогда писал: "Вероятно, никто из русских артистов, за исключением разве только одного Шаляпина, не сделал такой феерической карьеры, не пользовался такой широкой популярностью и не имел такого головокружительного успеха, как... Анастасия Дмитриевна Вяльцева". Немало других современников писали о Вяльцевой также восторженные отзывы. "На первых же порах публика провозгласила певицу своей любимицей. Такой Вяльцева осталась до конца своих дней", - пишет театральный критик Беляев. "Я помню первые триумфы Вяльцевой в Харькове. Серьёзный студенческий город, серьёзная публика. Но приехала Вяльцева, запела свою мощную песнь торжествующей любви, улыбнулась своей улыбкой, и та же толпа, которая вчера спорила об Ибсене, сегодня бесновалась, требуя "Тройку" и "Под чарующей лаской"... В одно сливались студенческая молодёжь и почтенные старцы..." - отмечал театральный критик Львов. В иные романсы и песни Анастасия Дмитриевна умела внести столько искренности, глубокой тоски по счастью и свободе, что многие не могли слушать её без слез. Она буквально покоряла публику. Её красивый, мягкий, хорошо развитый голос содержал гамму оттенков. Но дело было не только в голосе. Неотразимы были её внешность, улыбка, легкий и выразительный жест.
В исполнении Вяльцевой прекрасно звучали не только романсы "Какая ночь", "Забыты нежные лобзания", "Мой костёр", "Дай, милый друг", но и русские песни "Гони, ямщик", "Тройка", "Мой хороший, мой пригожий", "Калинка", "Я тебя бесконечно люблю, за тебя я отдам мою душу. Целый мир за тебя погублю, все обеты и клятвы нарушу!.." - пела Вяльцева, и зал замирал. Или: "Тройка мчится, тройка скачет, вьётся пыль из-под копыт; колокольчик звонко плачет, и хохочет, и звенит...". Зал восторженно ликовал. Репертуар у певицы был огромный. Многие музыканты посвятили романсы и вальсы самой певице. Их было около трёхсот.
Сестра милосердия
ВО ВРЕМЯ Русско-японской войны Анастасия Вяльцева отправилась в Маньчжурию и стала сестрой милосердия в полевом госпитале. Она регулярно выступала с концертами для раненых. Не забывала и отчий край: бывала в Брянске и Карачеве. В родном Алтухове на свои средства построила родильный приют. "Вяльцева Анастасия Дмитриевна, популярная русская певица, получившая широкую известность как исполнительница народных песен. Родилась в 1871 году в селе Алтухово. Умерла в 1913 году в Петербурге" - гласит надпись на мемориальной доске, установленной в центре посёлка на одном из зданий. Брянцы помнят и чтут великую певицу. Память о ней воплотилась в памятниках, художественном фильме "Несравненная", книге "Звёзды русской эстрады" и межрегиональных фестивалях, проводимых в Брянске под названием "Гори, звезда приветная"...
"Граммофонная пластинка сохранила людям тень её голоса. Но даст ли она понять не слышавшим её, что такое была Вяльцева, в чём было её очарованье, что сделало её "несравненной", - писал литератор С. Петров-Скиталец в связи со смертью певицы.