Сложная и неопределенная ситуация в строительной отрасли России сложилась в последнее время.
В свЯзи со сроками осуществления лицензирования и датой предполагаемой их отмены с 1.01.2007 года, а потом, в соответствии с Федеральным законом N 252, поспешно принятым 29.12.2006 г. продлевающим лицензирование в строительной отрасли до 01.07.2007 г., цель которого - за короткий срок законодательно ввести иные формы негосударственного регулирования отрасли и выйти из государственной сферы регулирования в строительстве.
Чрезвычайное совещание
СложившаЯсЯ ситуация будоражила и будоражит не только государственные структуры, но и субъекты предпринимательства. Итоги работы и задачи по совершенствованию лицензирования видов строительной отрасли были главной темой состоявшегося в Москве совещания руководителей территориальных подразделений ФГУ "Федеральный лицензионный центр при Росстрое".
В работе совещания приняли участие все заинтересованные стороны: руководители соответствующих комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, Российского Союза строителей, Национальной страховой гильдии и Российской гильдии риэлторов, комитета по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ, Торгово-промышленной палаты, правоохранительных и контрольных органов, крупных строительных организаций, представителей федеральных органов исполнительной власти и исполнительной власти ряда субъектов РФ, руководители и специалисты ФГУ "Федеральный лицензионный центр при Росстрое".
О том, к чему приведет отмена лицензирования и возникающие в связи с этим проблемы, журналисту "АиФ-Брянск" рассказывает участник совещания Михаил Нестерец - начальник Брянского отделения филиала по ЦФО ФГУ "Федеральный лицензионный центр", кандидат юридических наук.
Лицензия - это как паспорт у гражданина, документ, дающий право или разрешение для ведения работы на строительном рынке. Лицензионные требования, с одной стороны, элементарны и доступны, с другой - необходимы. Если сегодня их отменить, завтра мы получим массовый приход на стройку абсолютно неподготовленных компаний.
В строительную отрасль пришел частный бизнес и далеко не всегда этим видом деятельности занимались люди со строительным образованием и соответствующим опытом работы, а главная цель бизнеса - прибыль стоит выше безопасности строительства. Неквалифицированная деятельность строительных компаний - угроза безопасности и жизни десятков людей, тем более при решении приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", с которым связан нацпроект "Здоровье" и от выполнения которого зависит даже демографическая ситуация в стране. Так что с отменой лицензирования нельзя спешить, чтобы не навредить строительной отрасли и не стать "пленниками" скоропалительных решений.
Сегодня можно констатировать, что сохранение лицензирования до 01.07.2007 г. является лишь полиативом действующей системы регулирования и контроля, провоцирующим внедрение в практику непродуманных и неопробированных методов регулирования и дезорганизующим фактором в деятельности субъектов строительного рынка. При всех критических замечаниях в адрес лицензирования видов деятельности в строительной отрасли, в России создана работающая система лицензирования, обеспеченная законодательной, нормативно-правовой и нормативно-методической базой.
Право на существование
Генеральный директор ФГУ "Федеральный лицензионный центр" Александр Толкачев в интервью сказал: "Лицензирование строительной отрасли доказало свое право на существование". Оно имеет силу утвержденного в 2001 году Федерального закона "О лицензировании". Но сохранится ли система качества и безопасности после его отмены, я не уверен. Какие гарантии нашим гражданам - потребителям строительной продукции будут даны после отмены лицензирования? Пока ответов на эти вопросы нет".
Наверное необходимо внести в Закон какие-то дополнения, изменения, но "Закон есть Закон" и партизанскими методами улучшения в работе строительной отрасли с отменой лицензирования не произойдет, а может быть, наоборот... Ведь никто не требует отмены Конституции страны, хотя в последнее время, много говорится об изменениях ее отдельных глав в политических целях.
- Какое число организаций работает в строительной сфере?
- В проектно - изыскательской и строительной сфере работает свыше 216 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих 270 тысяч лицензий на проектирование, строительство и инженерные изыскания на всей территории РФ.
Меры лицензионного контроля способны оказывать реальное воздействие на недобросовестного предпринимателя путем приостановления действия его лицензии или ее аннулирования. Только за 2005 - 2006 годы проведена проверка примерно 50% лицензированных организаций с применением мер воздействия, что является серьезным фактором предупреждения нарушений, в том числе и противоправных. В 2006 году проведено около 56 тысяч проверок организаций, 302 лицензии аннулированы в судебном порядке. При осуществлении лицензирования большое значение придается взаимодействию с правоохранительными органами при расследовании экономических преступлений и выяснении причин различных аварий на строительных объектах. Обновляемая база реестра лицензий Росстроя включает полную информацию обо всех лицензированных участниках российского рынка проектно-изыскательных и строительных услуг, а также о принятых мерах воздействия за допущенные нарушения при осуществлении лицензируемых видов деятельности.
Модель замены государственного регулирования обязательным членством в саморегулируемых организациях требует развития общих форм в сфере саморегулирования, а также норм применительно к особенностям каждой отрасли предпринимательской деятельности, в том числе законодательного регулирования взаимоотношений государства и бизнеса, разграничения полномочий, разработки методов и форм государственного контроля за деятельностью самих саморегулируемых организаций, учитывая отсутствие в России практического опыта саморегулирования в большинстве отраслей предпринимательской деятельности, в том числе и в строительной. Необходимо также учитывать, что опыт западных стран накапливался многими десятилетиями.
Упразднению лицензирования в строительстве должно предшествовать опережающее развитие альтернативных институтов негосударственного контроля и регулирования. На начальном этапе развития саморегулирования в строительной отрасли и проведения эксперимента необходимо сохранение механизмов государственного регулирования, и прежде всего лицензирования, реально сдерживающего проникновение на рынок непрофессиональных предпринимателей и минимизирующего риски. Без отработанных и экспериментально опробированных механизмов негосударственного регулирования переход на саморегулирование будет иметь непредсказуемые последствия. При обработке механизмов саморегулирования в строительной отрасли необходимо исключить возможность создания взамен административных других искусственных барьеров, направленных на защиту "цеховых интересов", а также монополизацию строительного рынка узким кругом субъектов предпринимательства. Для строительной отрасли, где более половины - малые предприятия и индивидуальные предприниматели, должны быть выработаны механизмы по обеспечению реального равноправия, необходимо создание эффективной конкурентной сферы и защите представителей малого бизнеса. Проведение реформ не должно быть направлено на уход государственного регулирования из строительной деятельности, затрагивающей общенациональные интересы.
Письмо Президенту
- Михаил Федорович, кем и какие меры принимались по вопросу о продления лицензирования в строительной отрасли?
- Около 1400 обращений органов государственной власти субъектов РФ, профессиональных сообществ, крупнейших проектно-изыскательских и строительных компаний в Федеральные органы государственной власти всех уровней не оказали влияния на выработку и принятие решений по вопросу о сроках продления лицензирования и не были услышаны депутатским корпусом.
Губернатор Брянской области Н.В. Денин, председатель областной Думы В.И. Гайдуков и президент областного союза строителей А.А. Шилин, обращались к Председателю Государственной Думы ФС РФ Б.В. Грызлову.
Вице-губернатор Брянской области А.И. Касацкий, генеральный директор ОАО "Брянскгражданпроект" Ю.Ю. Ржевцев, генеральный директор ОАО ПКФ "Комфорт" В.Е. Драников, генеральный директор ЗАО "Созидатель" В.М. Городецкий направили свои обращения в адрес Председателя Правительства РФ М.Е. Фрадкова.
30 марта 2007 года мэр столичного мегаполиса Юрий Лужков обратился к Президенту России В.В. Путину с письмом в котором Правительство Москвы выражает озабоченность предстоящей отменой лицензирования в строительстве в соответствии с нормой Федерального закона N 252 - ФЗ от 29.12.2006 г. "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ"
"Снижение государственного контроля в строительной отрасли при отмене лицензирования приведет к резкому снижению качества строительства и уровню безопасности зданий и сооружений. Государство не вправе отказываться от лицензирования, которое необходимо дополнить рыночными механизмами контроля за деятельностью предпринимателей, а путем введения страхования и саморегулирования провести эксперимент по обработке этих механизмов".
Юрий Михайлович просит Президента поддержать предложение по сохранению лицензирования и введению дополнительных механизмов ответственности предпринимателей перед пользователями проектно- зыскательской и строительной продукции. Необходимость принятия взвешенных решений по данному вопросу крайне важна для реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Все заинтересованы, чтобы в строительстве был порядок. Строители за то, чтобы проходить процедуру лицензирования, а Государственная Дума ищет другой инструмент контроля, например страхование. Так зачем же ждать страховые случаи? Необходимо их упреждать, и лицензирование как раз нацелено на то, чтобы страховых случаев было меньше.
Не в интересах потребителя и производителя потерять реальный, востребованный обществом, лицензионный контроль за деятельностью предпринимателей в строительной отрасли, являющейся основой развития экономики и безопасности России.