Существует мнение, что человек счастлив тогда, когда хобби становится его профессией. Ирине Лепешко повезло, её любимое занятие – чтение книг – стало её профессией, поэтому, она испытывает особое удовольствие, когда ей удаётся книгами заинтересовать студентов.
Особый навык
Мария Андрюшина, «АиФ Брянск»: Ирина Ивановна, не секрет, что взрослые считают молодёжь «потерянным поколением»: книг не читают, только и знают, что дни напролёт сидеть в интернете. Вы с этим согласны?
Ирина Лепешко: Поскольку я работаю на филологическом факультете, могу уверенно сказать: мои студенты читают. Хотя бы в силу того, что им нужно сдавать экзамены. Что касается остальной брянской молодёжи, думаю, что они, скорее всего, не читают. И это не удивительно – наша жизнь существенно изменилась. Духовная культура теперь не в чести. В фаворе совершенно другие аспекты жизни – нужно зарабатывать, и как можно больше.
- Выходит, в погоне за золотым тельцом людям некогда и книгу открыть?
- Всё зависит от человека. Всегда можно найти время, силы и возможности, чтобы читать.
- Может быть, это связано с так называемым клиповым мышлением? Многие молодые люди мыслят образами и картинками, поэтому им просто лень вдумываться в печатные строчки?
- Думаю, человек изначально мыслил картинками. Ещё первобытные люди оставляли на стенах пещер определённые изображения. Мышление никогда не было чисто вербальным. Никакой связи с чтением здесь нет. Читать книги – это особый навык, и многим он просто изначально не привит. Что сейчас дают родители своим детям? Они покупают планшеты, чтобы те смотрели мультики. Моя внучка, например, всегда просит принести ей в подарок книжку. Любовь к чтению зависит от обстоятельств, а также от тех, с кем человек общается.
- И как эту любовь ребёнку можно привить?
- Конечно, с младых ногтей. Планшет и телевизор здесь не помощник. В руках у детей должна быть книга. Это очень просто – взрослый должен пойти в магазин, купить её и показать ребёнку, что в книге есть особая прелесть. Важно, чтобы она была с хорошими иллюстрациями. Я сама много времени провожу в детских отделах, листаю несколько изданий, чтобы выбрать те иллюстрации, которые мне по душе. В моём детстве, к примеру, не было панорамных книг с многомерными изображениями. Современным детям очень повезло. Восторг, который они испытывают, листая такие книги, неописуем.
Способ обогащения
- Сейчас, чтобы привлечь внимание читателей, часто используют нестандартные способы: кричащие обложки, вызывающие заголовки…
- Согласна. Я часто привожу своим студентам такой пример: в советское время заголовок романа Айрис Мёрдок переводили как «Подруга французского лейтенанта». Дабы не шокировать пуритански ориентированную читательскую публику. Теперь переводят – «Любовница французского лейтенанта», чтобы читателя завлечь. В то время как оригинальное название романа – просто «Женщина французского лейтенанта».
- С чем это связано, падает уровень нашей культуры?
- Не стоит забывать, что издание книг прежде всего бизнес. Разве лучшие места отдают действительно достойным произведениям? Нет. Отдают тем, которые на слуху. Человеку непосвящённому трудно сориентироваться в книжных магазинах. Он никогда не доберётся до стоящей книги среди всей этой пестроты и изобилия! Зазывные лозунги на стеллажах часто сбивают с толку. Это просто трагедия. Взять хотя бы известные магазины нашего города – книги там расставлены совершенно непотребным образом. Нужно иметь специальное образование, чтобы найти то, что тебе нужно. Теперь книгоиздание просто способ обогащения.
- Печально, что люди предпочитают покупать хорошо прорекламированные произведения - бесконечные саги с нехитрым сюжетом а-ля «Сумерки»…
- Я не читала «Сумерки» и не могу даже дискутировать по этому поводу. Массовая литература – легкоусвояемая пища. Почему так популярен Мураками или Пауло Коэльо? Такое чтение не вызывает интеллектуального напряжения, а настоящая книга потребует усилий. Придётся затратить и душевные силы, и интеллектуальные для того, чтобы понять суть. Такая книга может разбередить раны в душе, да так, что потом не найдёшь покоя. А современный человек стремится к комфорту. Вся жизнь ориентирована исключительно на удобства, в первую очередь психологические. Поэтому книги и перелистывают. Но проблема сейчас не только в читателе. Сама редакторская, корректорская работа тоже не на высоте – некоторые вещи просто стыдно читать.
- Так может и современным издателям не помешало бы озадачиться вопросами грамотности?
- Думаю, эти люди неплохо образованы. Просто они на всём экономят. В 1990-е годы нанять хорошего редактора – не только в Брянске, но и по всей стране - стоило больших денег, а люди стремились обогатиться и наводнить рынок дешёвой литературой. Помню, в своё времяя купила двухтомное издание Томаса Манна в Москве, стоящее довольно недорого. Но радость от такой покупки была преждевременной. Открыв книгу, я поняла, что на каждой странице – не меньше трёх ошибок!
- Но ведь есть шанс, что чтение снова вернётся в моду?
- Я не люблю это выражение. При чём здесь мода? Читать жизненно необходимо. Это создаёт тебя как человека, собирает как личность. Что он будет из себя представлять без книг?
Улыбнуться сквозь слёзы
- А существует риск, что бумажные книги со временем вытеснят электронные?
- Сложно сказать. С одной стороны, сейчас книги стоят довольно дорого. В то время как электронные можно просто скачать в Интернете. Молодёжь старается на всём экономить, и наши брянские студенты не исключение. Но, с другой стороны, ничто не сравнится с очарованием настоящей книги: когда ты держишь её в руках, гладишь ладонью переплёт… Некоторые книги – произведения искусства. А электронные воспринимаются как некий источник информации. Конечно, электронные носители – это удобно. Но только книга может подарить настоящее наслаждение, околдовать… Как меня может околдовать какой-то планшет?
- Пусть в электронном виде, но студенты пока ещё что-то читают. В то время как школьники предпочитают экономить время и выбирают краткие варианты произведений…
- Не просто предпочитают, а паразитируют на этом! Когда я спрашиваю какого-нибудь брянского школьника: «А вы читали?..» и слышу: «Да, конечно. В кратком изложении», становится не по себе. Они считают, что приобщились к художественному слову! Не думаю, что это связано с перегруженной школьной программой. В наше время учиться было намного сложнее, да и экзаменов было больше. Печально, что четыре тома «Войны и мира» могут изложить на восьми страницах.
- Может, они просто не дозрели до классики?
- Действительно, многие авторы, которых изучают в школе, например Достоевский, трудны для понимания учеников. В сознании формируется неприязнь, и если это не переломить, она может остаться на всю жизнь. Всё в руках учителя. Если он сумеет интересно раскрыть книгу, поймать учеников на крючок…
- Так не проще ли что-то изменить в школьной программе?
- Нет, я считаю, что она и так хороша. Другое дело – выделяется мало часов для занятий литературой. Важно, чтобы приоритет был отдан отечественным книгам, нам есть чем гордиться. Изучать их, несмотря на сложность, безусловно, стоит. Каждый ребёнок развивается по-разному: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но если он инфантилен, где ему задумываться о проблемах мирового масштаба? Человек начинается с горя. Если жизнь тебя ущемляет, а судьба чем-то обидела, ты формируешься гораздо быстрее. Когда человек поворачивается внутрь себя самого? Только в трудные моменты.
- И к книгам тоже?
- Конечно. Книги – это своего рода религия. Как настигает тебя та единственная любовь, так приходят в твою жизнь и книги, и ты обретаешь среди них друзей, приятелей. Настоящих, преданных и на все времена. Иногда, беседуя с молодыми людьми, я сетую: «Вы упустили момент! Как же вы не читали «Трёх мушкетёров»? А теперь уже бессмысленно. Вы не испытаете того трепета и восторга». Каждую книгу нужно читать в определённое время. Книга – это бальзам, который можно пролить на рану. Она способна исцелить, заставить улыбнуться сквозь слёзы.
Смотрите также:
- Одиночество в пустыне. Как брянский путешественник отдохнул от цивилизации →
- Книжный сюрприз. Как брянские библиотекари борются за читателей →
- Есть вопросы - звоните →