Примерное время чтения: 6 минут
4131

«Фотография – это свет». Секреты удачных кадров от профессионала

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 07/10/2015
Самая знаменитая фотография Шилина - утренний вид на подвесной мост в Хотылёво.
Самая знаменитая фотография Шилина - утренний вид на подвесной мост в Хотылёво. / Максим Шилин / Из личного архива

В почтовой рассылке ученикам фотошколы перед выходом на пленэр он пишет: «Встречаемся в восемь утра, позже уже нет смысла». Говорит, для художественного снимка нужен особый свет: иначе ничего достойного не получится.

Максим Шилин
Максим Шилин Фото: Из личного архива

Там такого нет

Олеся Куркина, «АиФ Брянск»: Максим, совсем недавно все региональные новостные СМИ рассказывали об успехе вашего снимка подвесного моста в Хотылёве. Мост как мост, невзрачный даже, а признан красивейшим местом планеты…

Максим Шилин: Сколько вокруг этого кадра копий сломано. В основном отзывы были такие - это фотошоп, я там был, там такого нет. Конечно, нет, потому что все мы там были в разное время, при разных погодных условиях, при разном освещении. В тот конкретный день, 20 сентября прошлого года, в восемь утра, при тумане и боковом свете мост выглядел именно так. Я ничего не приукрашивал.

Естественно, говорить, что фотография не прошла цветокоррекцию - неверно. В любом цифровом изображении должны быть грамотно настроены баланс белого, яркость, контраст и резкость. Но, не вдаваясь в технические детали, можно просто предложить скептикам подняться до рассвета и посмотреть, как выглядит природа в те часы, когда подавляющее большинство из нас спит. Никакая последующая обработка снимка не создаст ничего лучше.

- А вы-то там как оказались так рано?

Досье
Максим ШИЛИН, 27 лет. Кандидат технических наук, доцент кафедры «Тепловые двигатели» БГТУ, руководитель фотоцентра «Альтернатива» и фотоклуба в университете. Победитель конкурса молодых фотографов «Фотографический Брянск-2014», автор снимка, вошедшего в ТОП красивейших мест планеты по версии одного из популярных микроблогеров.

- Вообще заниматься художественной фотографией я начал, чтобы немного разгрузить нервную систему. В тот момент как раз дописывал и готовился к защите кандидатской. Подумал, что походы с камерой на природу сродни медитации. И не ошибся. Оказалось, что это ещё и очень азартно, напоминает охоту. Только за красивыми кадрами. Потом долгое время был модератором крупного фоторесурса в интернете, за день приходилось оценивать большое количество фотографий и общаться с другими фотографами, поэтому разбираться в качестве снимков начал достаточно быстро, параллельно анализировал, подмечал выигрышные приёмы и ошибки. Параллельно читал профессиональную литературу. Сейчас, как у любого охотника, у меня уже есть излюбленные места, свои наблюдения, которые позволяют предположить, что при конкретной погоде, в конкретное время суток и года можно получить те или иные снимки. Самые восхитительные краски в природе можно наблюдать час после рассвета и за час до заката. Хотя и возможности фототехники со счетов нельзя сбрасывать.

- Вот все сейчас так и считают: купил камеру подороже, и ты - фотомастер!

- Конечно же нет. Хорошая цифровая аппаратура прощает многие огрехи фотографа, но самостоятельно сделать хороший снимок никакой фотоаппарат не в состоянии. Кто-то мудро заметил, что нужно вкладывать себя в снимок, а не деньги в технику.

Цифра или плёнка

- А все как раз очень тщательно выбирают сам фотоаппарат, объективы к нему. Выходит, это просто маркетинг? Желание продать нам что-то подороже?

- Раньше у всех были преимущественно одинаковые фотоаппараты, одинаковые плёнки, а вот дальше начиналось самое главное: знания, умение человека, его чутьё, художественный вкус и удача, между прочим. При успешном соединении всех этих составляющих получался уникальный кадр. Теперь от цифровой камеры гораздо в большей степени зависит непосредственно техническое качество - диапазон яркости, глубина цвета, предельная светочувствительность. Но тут не стоит ориентироваться исключительно на бренды. В одном ценовом сегменте между ними практически не будет различий. С уверенностью можно говорить, что качество снимков разительно отличается при съёмке на полупрофессиональную камеру и ту, что стоит, как автомобиль. А художественная ценность изображения определяется совершенно иными критериями. И здесь, кстати, цифровой технике в некоторых аспектах очень далеко до плёночной. Таких полутонов, особенно в чёрно-белом фото, такой глубины кадра, как на плёнке, особенно среднеформатной, в цифровом снимке получить достаточно сложно. Фотохудожники это понимают и часто возвращаются к плёнке. Хотя сегодня это достаточно проблематично. Расходники дорогие, в Брянске их практически не купить. Но мы планируем развивать это направление, благо, в фотоклубе у нас сохранилось ещё советское оборудование для проявки и печати.

Эпоха быстрого фото

- Гаджеты с камерами привели к невероятному всплеску интереса к фото, стоит ли учиться азам съёмки, теоретическая база важна?

- Как и в любом другом деле. Возьмём, к примеру, пейзаж. На фото - это такая же работа мастера, как и пейзаж в живописи. Чтобы его хотелось рассматривать вновь и вновь, фотограф должен очень много знать и обладать удачей. Потому что фотография – это всё-таки свет, а в природе мы не можем повлиять на его качество. Конечно, есть мастера-самородки, они делают уникальные   кадры интуитивно. Но большинству теория очень помогает. Я на своих занятиях поначалу принципиально прошу не пользоваться зумом - способностью объектива приближать и удалять объект. Иначе невозможно научиться правильно выстраивать композицию кадра, выбирать нужный ракурс, учитывать искажения перспективы. Или вот как фотограф сможет правильно расположить на картинной плоскости объекты, выбрать цветовые акценты, если он ничего об этом не знает?

А сейчас какие требования к фото? Никаких. Достал из кармана телефон или компактный фотоаппарат, быстро снял, быстро выложил в соцсеть, быстро получил всеобщее одобрение, и о твоём снимке быстро забыли, потому что появилось несколько новых. Для производителей техники такая мода - очень хорошо, для фотографии как вида искусства - убийственно. Ведь посмотрите, что преимущественно снимают? Не то, что существует в природе и вызывает восхищение, не то, что создали талантливые люди и достойно уважения. Фотографируют то, что едят, что носят, ну и себя любимых. А потом, увидев отличный снимок, не спрашивают: как ты это сделал? Выясняют, какая у тебя камера, какой объектив, как будто только это и важно. Мы в фотоклубе стараемся и портреты, и пейзажи, и натюрморты делать такими, чтобы они были интересны многим и смотреть на них хотелось бы подолгу. Наш мир красив настолько, что не нуждается в дополнительной доработке, передать бы то, что есть на самом деле.

Советы начинающим фотографам от Максима Шилина
Чтобы научиться видеть прекрасное через объектив, нужно: регулярно просматривать большое количество снимков, анализировать чужие удачи и ошибки и применять эти знания в своих работах; обязательно просить других фотографов оценить ваши работы, принимать критику, расценивать её как способ научиться снимать лучше; читать советские книги по композиции и фотомастерству; посещать фотовыставки и мастер-классы; учиться снимать не конкретное место, а передавать его атмосферу, настроение; не быть довольным своими снимками - это останавливает развитие.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах