О том, почему современное поколение так зависимо от гаджетов, о чём сигнализируют селфи и нужна ли таким людям помощь специалиста, корреспондент «АиФ Брянск» поговорил с психологом Натальей Ерохиной.
Вредная привычка
Ольга Момот, «АиФ Брянск»: Наталья Михайловна, скажите, много ли на Брянщине одержимых интернет-пользователей?
Наталья Ерохина: В моей практике пока был только один подобный случай. И то за помощью обратился не сам зависимый, а его семья. Родители волновались, что их взрослый сын слишком увлёкся онлайн-играми и вместо того, чтобы жить в реальности, проводил всё свободное время в сети.
Других примеров хоть и не было, но это не означает, что проблемы нет. Просто не все понимают, насколько всё серьёзно и какие последствия может иметь подобное времяпрепровождение для любого человека.
- Сегодня всё чаще можно слышать, что гаджетоманов нужно лечить, как нарко- и алкозависимых людей?
- Однозначного мнения на это счёт пока нет. Для начала нужно провести масштабные исследования и выяснить, является ли гаджетозависимость заболеванием в принципе и какие у неё симптомы? Поэтому я бы пока воздержалась называть это психологическим недугом, скорее, вредной привычкой или модой, которую диктует нам современное общество и маркетологи.
Мне приходилось говорить с родителями, которые стремятся купить своим чадам дорогой телефон или планшет, не умея точно объяснить, для чего именно они детям понадобились. Обычная отговорка – у всех есть, пусть и у моего ребёнка будет такой же.
- Разве поголовное увлечение селфи - не симптом?
- Селфи – это не более чем дань моде, как и пресловутые «Твиттер» с «Инстаграмом», активное увлечение тоже со временем сойдёт на нет, как обувь на огромной платформе в 80-х. Всему своё время.
Кроме того, если говорить об интернет-зависимости, то она тоже бывает разная. Например, одни постоянно играют в сети, другие проводят время в соцсетях, третьи участвуют в финансовых онлайн-пирамидах, а кто-то просто хаотично смотрит все видеоролики без разбора. Всё дело не столько в следствиях, сколько в причинах такого поведения. Вот в чём нужно разбираться.
Уйти от проблемы
- Зачем люди тратят реальную жизнь на виртуальное пространство?
- Для большинства «зависающих в Интернете» это уход от кажущихся неразрешимыми проблем, от ощущения недопонимания близкими или обществом. В таких регионах, как Брянская область, где не слишком много позитивных событий, где не хватает мест, где человек любого возраста мог бы прийти за удовольствием не для тела, едой, например, а для души. Интернет в той или иной степени даёт таким людям шанс самоутвердиться, почувствовать свою важность или хоть на время забыть об ощущении одиночества. Но вся беда в том, что многие слишком переоценивают значимость всемирной паутины, забывая о самом главном - семье, дружбе и неограниченных возможностях, которые каждый день предоставляет нам реальная жизнь, а не воображаемая.
- Получается, если таких людей становится всё больше, то диагноз впору ставить обществу?
- Да, это говорит о том, что среди нас слишком много одиноких и неуверенных в себе людей с комплексами. Они ищут себя в жизни и не могут найти. И общество в целом, и близкие, и друзья не помогают им в этом. А как они могут помочь, если тоже себя не нашли?
Но проблема не только в этом. Дело в том, что современное общество так до конца и не определило место Интернета в жизни. По большому счёту дело даже не в самом Интернете, а в том, кто им пользуется. Люди ведут себя во Всемирной паутине ровно так же, как и на улице или дома. Кто-то виртуально путешествует по красивым местам, узнаёт что-то новое, знакомится с интересными людьми. А кто-то распространяет зло.
- Кто рискует попасть в плен виртуальной жизни в первую очередь?
- Дети в силу своей неопытности и незрелости мышления, подростки в связи с временной возрастной неустойчивостью психики, кроме того. Они, хоть уже и не маленькие дети, легко поддаются внушению. Интернет «затягивает» чрезмерно эмоциональных женщин, да и мужчин, пожилых людей, которые только знакомятся с новым для них миром.
Бери только хорошее
- Складывается впечатление, что устоять перед гаджетами и интернетом под силу только самым стойким…
- Да не нужно противостоять, нужно грамотно пользоваться. Важно всегда руководствоваться одним правилом: всё это создано, чтобы улучшать реальную жизнь, а не заменять её. То есть родителям нужно не запрещать компьютеры и смартфоны, а учить детей культуре пользования ими. И в первую очередь собственным примером. Что толку читать нотации подростку, если он видит, что папа не вылезает из онлайн-игрушек. Покажите, что вы можете использовать интернет при подготовке доклада на работе, цитаты и исторические факты, добытые оттуда, украсят речь. Вы можете вместе с дочерью изучить виртуальные модные коллекции, но отправиться в тренде сезона на реальную прогулку в парк.
И вот чего точно не стоит делать, так это передавать по наследству своим детям страсть к покупке всё новых и новых технических новинок. Чрезмерность до добра ещё никого не доводила. У Александра Сергеевича Пушкина есть отличная сказка на этот счёт.
- А если зависимость уже есть, как помочь себе или близкому?
- Признать проблему всегда непросто, а когда интернетоманией охвачен весь мир, вдвойне сложнее. К тому же всё зависит от того, кто подвержен этой зависимости: если ребёнок, то первыми ему на помощь должны прийти родители, а если человек взрослый или даже пожилой, то родственники или друзья могут побеседовать с ним, предложить что-то взамен, например, совместный поход в театр или на концерт. Удовольствие от контакта с живыми людьми намного ярче.
- А не пора ли государству озаботиться этой проблемой хотя бы на региональном уровне?
- Как показывает мировая практика, запреты на что бы то ни было, ни к чему хорошему не приводят, а, наоборот, только усугубляют ситуацию. Например, в Китае весь интернет локализован, доступ к иностранным сервисам полностью перекрыт. А с 2008 года интернет-зависимость в Поднебесной была официально признана психическим расстройством. Там даже есть специальные реабилитационные центры для таких «пациентов», где используют шоковую терапию. К чему это привело: хакеры регулярно взламывают серверы, а лечение зависимости хоть и носит массовый характер, но едва ли наставляет на путь истинный, к тому же там до сих пор нет чёткой диагностики этого недуга. Лечат трудно сказать что. Лично я против таких экспериментов над людьми, тем более, когда проблема глубоко не изучена.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть