Примерное время чтения: 8 минут
1975

Добрая сила. Зачем сегодня нужна народная кукла?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47 19/11/2014
Ирина Аниканова / Из личного архива

Новая старая кукла

Ирина Аниканова Фото: Из личного архива

Дарья Кулагина, «АиФ Брянск»: Ирина Владимировна, в последнее время заметно воз­рождается интерес к нацио­нальному творчеству, в том числе и куклам. Стало быть, мы возвращаемся к своим кор­ням?

Ирина Аниканова: Да, так и есть. В 2007 году в «Народном творчестве» для нас, мастеров, проводили ма­стер-класс, мы изучили тогда пять кукол из Москвы. Мно­гих это вдохновило, кто-то сам занялся изготовлением подоб­ных поделок. Свои куклы по­явились и в нашем музее. Я же всю их многозначность и красоту стала открывать после первых экскурсий. Дело в том, что народная кукла никого не оставляла равнодушным, был такой живой интерес, на меня сыпалась куча вопросов. Ста­ла искать информацию в кни­гах, и передо мной открылся целый пласт русской культу­ры: быт, костюм, традиции. С тех пор и делаю куклы сама.

Напрасно некоторые ду­мают, что современная мо­лодёжь далека от народного творчества и ей это неинте­ресно. Ещё как интересно! Как-то раз на экскурсию привели девочек. Увидев их скучающие лица, я несколько оторопела: одна со жвачкой во рту, другая не выпускала из рук мобильного телефона. Но так было до тех пор, пока мы не подошли к куклам – сразу и жевательной резин­ки не стало, и телефон был убран. Они не только меня внимательно слушали, но и расспрашивали о костюме, значении каждой куклы.

Досье
Ирина Аниканова родилась в Брянске. Окончила Брянское художественное училище по специальности художник-мастер декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, БГУ им. ак. И. Г. Петровского по специальности педагог профессионального обучения (дизайн). Работала на Брянском машиностроительном заводе художником-исполнителем оформительских работ, в БОМЦ «Народное творчество» ведущим методистом по подготовке мастеров декоративно-прикладного творчества, в дятьковской детской школе искусств преподавателем театра моды. В октябре 2014 года она вернулась в центр «Народное творчество» в качестве экскурсовода музея этнографии и ремёсел. Член международной ассоциации «Союз дизайнеров России». Является постоянным участником областных, всероссийских и международных выставок.

- Издавна народная кукла символизировала главные цен­ности русского человека: се­мейственность, трудолюбие. Эта связь актуальна сейчас?

- Конечно. Сведений о на­родном творчестве много, бы­вает путаница, но это застав­ляет мыслить. Традиционная кукла сегодня исполняется с соблюдением всех правил, как и века назад. Для её изготовле­ния по-прежнему используют натуральные материалы: лён, ситец, шерсть. И, конечно же, она несёт всю свою изначаль­ную информацию. Напри­мер, разделение на мужские и женские обязанности. Же­на – мать, хозяйка, которая служит, хочу подчеркнуть это слово, мужу. А он даёт ей своё покровительство.

Ценности семьи: терпение, понимание, уважение – необ­ходимо возрождать. Сегодня, когда подросткам насаждают чуждые нашей культуре жен­ский карьеризм и свободную любовь, как никогда нужен совет. Мы должны их правиль­но направлять и воспитывать. И кукла с её непреходящими ценностями может очень по­мочь в этом.

Лучшая игрушка

- Раньше кукла была едва ли не единственной игрушкой у де­тей. Наши бабушки вспомина­ют, как шили их своими руками, берегли… Сейчас при таком многообразии игрушек дети очень избалованны, зача­стую требуют новые и дорогие для роди­тельского кошелька вещи.

- Родители долж­ны понимать, что это бездонная яма. После одной игруш­ки ребёнок будет требовать другую, и так без конца. Ког­да их много, какими бы яркими они ни были, пропадает интерес и… фантазия.

- Да и игрушки очень изме­нились. Прежде девочки в играх учились вести хозяйство, забо­титься о детях. А чему теперь можно научиться с «Барби» мо­дельной внешности?

- Такие куклы выступают эталоном красоты для детей и рождают комплексы, а иног­да и агрессию. Как-то дома я услышала, как моя дочь с кем-то ругается. Когда подо­шла посмотреть, что происхо­дит, оказалось, что она играла с «Барби» и воспроизводила сцену из сериала, где девуш­ка оскорбляла своего возлюбленного. С народной куклой, с которой дочка тоже играет, такого не бывает. Девочка ка­чает её и поёт колыбельную. Чувствуете разницу? Куклы русского народа разные, и главный идеал их не во внеш­ности, а в духовной составля­ющей. Любовь и материнство издревле считались главным достоинством женщины.

Народная поделка хороша и в плане эмоционального раз­вития ребёнка. На ней не изо­бражено лицо, а значит, вне зависимости от того, расстро­ен ребёнок или весел, кукла будет сопереживать ему. А малыш будет представлять себе её черты, развивая воо­бражение.

- Справедливости ради отметим, что не все современные игрушки плохие, есть ведь и полезные, раз­вивающие…

Русская кукла создаёт образ женщины-жены Фото: Из личного архива

- Конечно, у мо­ей дочери разные игрушки, и она мо­жет выбирать, что ей больше нравится. И куклы тоже, как понимаете, не все народные. Но, думаю, приоритет в вос­питании нужно отдавать на­циональным нравственным традициям. Тогда и семьи у нас будут крепкими, и дети – здоровыми.

Для всех разговоров

- А где можно научиться де­лать подобные игрушки?

- В последнее время занятия народной куклой становятся всё популярнее. Её изготов­ление благодатно и не требует больших материальных затрат. С куклой ребята знакомятся в детском саду, с ней работают в школе. Во всех районах Брян­щины есть свои детские твор­ческие коллективы, поделки, и это радует.

- Наверняка, не только ко­нечный результат, но и сам процесс ценен?

- Любая работа - это, во-первых, трудовое воспитание. Сделав что-то своими руками, поняв, как это непросто, они и собственную мелкую мото­рику разовьют, и чужой труд уважать научатся. Во-вторых, такие поделки способствуют культурному развитию. Сколь­ко всего можно рассказать че­рез куклу! Маленьким деткам – сказку, ребятам постарше – об обрядах, одежде, поведе­нии. Русские куклы помогут восполнить пробелы воспита­ния у тех, кто растёт без отца, давая целостное представле­ние о мире.

- Но они интересны и взро­слым…

- Вы знаете, в этих нехитро сшитых лоскутах столько всего заложено! В любом возрасте человек может открыть для себя что-то новое.

Во время одной из экспе­диций в деревню с учащимися я попросила бабушку сделать такую куклу, какие были в её детстве. С неохотой она согла­силась и ушла в другую комна­ту. Мне пришлось подождать. А когда бабушка пришла, вы­яснилось, что она так долго подбирала материал, чтобы «лоскутик с лоскутиком дру­жил». Видите, какое творче­ство!  Вообще, поделки, хотя и выполнены по традицион­ным канонам, часто похожи на автора.

- Вы недавно вернулись с Всероссийского фестиваля и выставки народной культуры в Сочи, видели много изделий. Что отличает нашу брянскую куклу?

- Пожалуй, цвет. У наших мастеров преобладает белый, чёрный и красный цвета. В других регионах больше от­тенков синего. Есть и другие особенности, связанные с месторасположением Брян­щины. Так, панёвы и кички с яркими лентами напоминают украинский национальный наряд. А вот сложный орна­мент на одежде роднит нас с белорусами.

Стенд Брянской области на Всероссийском фестивале народной культуры в Сочи. Фото: Из личного архива

- Как думаете, вырастут новые поколения, угаснет к древней культуре интерес? Есть у матерчатой куклы бу­дущее?

- Мне кажется, в нашем об­ществе появилась большая жа­жда чего-то чистого, светлого, настоящего, и кукла – один из неиссякаемых источников такой доброй силы. Она не рождает негатива, наоборот, создаёт образ женщины-жены, матери. Знаете, от Бога она.

Конечно, кто-то верит в неё как в оберег. Я люблю шутить по этому поводу: раз человек начинает задумываться о свой жизни, поведении, правиль­но мыслить, значит, действи­тельно – оберег. Потому что предостерегает от ошибок и плохих поступков.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах