О том, легко ли оправдывать такой «титул», почему пассажиры не чувствуют себя в безопасности даже в технически исправной «ГАЗели» и что мешает извозчикам быть аккуратнее на дороге, корреспондент «АиФ Брянск» поговорил с Дмитрием Коротков.
Гроза улиц
Ольга Момот, АиФ Брянск: В брянскую маршрутку сейчас без страха не сядешь. Как вы думаете, почему общественный транспорт стал угрозой для жизни и здоровья пассажиров?
Дмитрий Коротков: Главная причина – низкий уровень профессионализма водителей. Ни для кого не секрет, что квалифицированных кадров у нас не хватает, а работать кому-то нужно, вот частники и усаживают за руль кого ни попадя. Главное, чтобы права были и хоть какой-то опыт за «баранкой». А вот аварийное прошлое извозчика мало кого интересует, разве что сотрудников ГИБДД. Правда, и они проверить список его «подвигов» могут лишь после того, как водитель попал в поле зрения.
– Но ведь за нарушение правил дорожного движения нерадивых водителей наказывают рублём, разве это не должно их подстегнуть, особенно в условиях такой высокой конкуренции?
– Штрафы действительно существуют, но толку от них мало. Во-первых, их размеры настолько малы, что извозчику дешевле проехать на красный сигнал светофора, чем потерять из-за двух минут простоя пассажиров, ожидающих его на следующих остановках. Во-вторых, к каждому столбу сотрудника ДПС не приставишь.
Что касается конкуренции, то доля маршрутных такси в нашем небольшом городе, действительно, превышает все допустимые нормы. Вот водители и соперничают друг с другом, выясняют, кто быстрее и ловчее, а потом попадают в аварийные сводки.
– Почему бы тогда пассажирам не игнорировать злосчастные «ГАЗели», а выбирать автобусы и троллейбусы?
– Дело в том, что муниципальные транспортные предприятия сейчас тоже переживают не лучшие времена. Водителей и кондукторов катастрофически не хватает, автопарк на 80% изношен, ещё и долги по коммуналке да зарплате работникам...
Кроме того, у маршруток есть свои достоинства: их много, салон комфортнее, да и добраться до пункта назначения можно гораздо быстрее, чем в автобусе или троллейбусе. Мы же всё время куда-то торопимся, нам некогда и поэтому нам нравится, что маршрутчики ловко объезжают пробки по обочине. А о том, что цена сэкономленным минутам — жизнь, мы не думаем. Так что вряд ли горожане променяют микроавтобусы на ветхие и холодные «сараи на колёсах». Это уже дело привычки.
За рулём поневоле
– Дмитрий, а каждый может работать водителем общественного транспорта?
– Не думаю, потому что это очень сложная работа, и не только физически (за рулём с раннего утра), но и морально. Ладить с пассажирами не всегда лёгко, особенно с пожилыми. Люди разные попадаются, всем не угодишь. А есть и те, кто специально провоцирует конфликт. Бороться с такими экземплярами бесполезно, да и бессмысленно, поэтому я предпочитаю их игнорировать. Тут нервы должны быть стальными, иначе нельзя.
– И что же всё-таки заставляет вас и ваших коллег каждый день садиться за руль?
– По-разному бывает, но чаще в эту профессию идут от безысходности: кто-то работу никак найти не может, у кого-то очередной кредит «горит» или ипотека. А вот тех, кто действительно любит свою работу, единицы. Хотя условия труда, которые предлагают работодатели, особенно частники, всю тягу и желание работать автоматически отбивают.
– Неужели такие драконовские проценты хозяину отдавать приходится?
– Большую половину дневного заработка, но дело не только в этом. Большинство маршрутчиков работают подряд две смены, начиная с раннего утра и заканчивая ночью. Причём без выходных и полноценных перерывов на обед. У многих есть семьи, дети, которых они видят крайне редко, потому что приходят домой выжатые, как лимон, а на следующий день – опять за руль. Это на муниципальном транспорте водители каждый день перед рейсом осмотр врача проходят, и малейшая жалоба может стать поводом для незапланированного выходного, а многие частники этим правилом пренебрегают. Не исключаю, что и техосмотр машин по такому же принципу проходит.
– Интересно, а что по этому поводу думают сотрудники ГИБДД?
–У нас в городе часто устраивают рейды по выявлению водителей-нарушителей, но они ни к чему действенному не приводят – максимум несколько административных протоколов составят. По документам ведь почти у всех извозчиков всё в порядке, а на практике выходит иначе. Тут систему менять нужно, жёстче контролировать пассажирские перевозки. Вот когда каждый водитель почувствует ответственность за тех, кого он везёт в салоне, тогда и порядок будет.
Дураки и дороги
– На брянских дорогах так много лихачей, как себя вести с ними, ведь если не ты в них врежешься, так они в тебя?
- Вообще лихачит тот, кто не уважает ни себя, ни своих пассажиров. Я к этой категории не отношусь, поэтому в любой ситуации стараюсь оставаться человеком. А если на дороге и возникает какой-то конфликт, то предпочитаю не подливать масла в огонь и по возможности абстрагируюсь от происходящего вокруг. Увы, не все разделяют мою позицию.
– Неужели гонки на магистралях дороже собственной жизни и безопасности людей?
– К сожалению, в погоне за наживой или в пору юношеского максимализма многие водители осознанно пренебрегают даже элементарными правилами дорожного движения, забывая об ответственности за пассажиров. А это и дети, и старики, и женщины. Например, у меня в маршрутке постоянно школьники ездят, самых младших родители сажают и просят, чтобы высадили на нужной остановке. Как тут лихачить, когда в машине столько детей?
Конечно, такого безобразия на дорогах быть не должно, но за порядком никто, как следует, не смотрит, поэтому все и ездят, как хотят. Лично я в первую очередь спрашиваю с себя, уже потом - с остальных. Если каждый будет так делать, то у нас и аварий будет в разы меньше, и взаимоуважение на дороге повысится.
– И как долго удаётся придерживаться такого принципа?
– По крайней мере, в ДТП пока не попадал, бог миловал, да и в поле зрения полицейских тоже. Штрафовали меня за всё время только раз, за то, что пассажира высадил на пешеходном переходе на площади Ленина. Сам знал, что виноват, поэтому и оправдываться не стал, когда ко мне инспектор подошёл. Хотя, по-хорошему, эту «зебру» нужно на несколько метров ближе к ЦУМу перенести, как было раньше, а то проехать невозможно ни утром, ни вечером. Но, видимо, для кого-то это «хлебное» место.