Ирландские кинематографисты презентовали мультфильм «Аня - двадцать лет жизни в детском доме». Он повествует о маленькой девочке в детском доме. В основе фильма реальная история, начавшаяся почти 20 лет назад, когда ирландка Дебби Диган удочерила девочку Зину из нашей Сельцовской школы-интерната. С тех пор у Зины есть семья и дом, но многие брянские сироты всё ещё остаются без собственного угла.
В свои неполные девять лет Александр Цуканов из Карачева и две его младшие сестры тоже оказались в Сельцовской школе-интернате. История банальная – мама с папой ребят сильно злоупотребляли алкоголем, и их лишили родительских прав.
- Никто из нас тогда не знал, что такое детский дом, - вспоминает молодой человек, - но в любом случае там было гораздо лучше, чем в неубранном полуразвалившемся доме, где мы были никому не нужны.
В 2004 году Александр стал выпускником интерната. А вслед за ним стены казённого учреждения покинула и одна из сестёр - Тамара. Перед молодыми людьми встал насущный вопрос – где жить?
- По закону, после того как мы оканчиваем интернат, государство должно выделить нам жильё, - говорит Александр, - но на практике, чтобы его получить, приходится ждать по десять лет.
Первые пять лет молодой человек жил в студенческом общежитии, которое ему предоставили на время обучения в вузе, затем ему пришлось снимать квартиру и параллельно добиваться крыши над головой через суд.
Тяжбы длились ещё пять лет. При помощи столичного омбудсмена после нового года Александру всё-таки посчастливилось стать обладателем однокомнатной «хрущёвки» в Карачеве. Правда, жить в ней было невозможно.
- Это и квартирой было трудно назвать, - рассказывает он, - 29 квадратных метров с растрескавшимися стенами и оторванными обоями.
Тамаре досталась квартира с более приемлемыми условиями для проживания, и тоже не без участия правозащитной организации. Правда, за неё девушке пришлось доплачивать.
- В этом году вуз оканчивает наша младшая сестра Вера, - говорит Александр, - скорее всего, получать квартиру ей придётся таким же образом. Добиться справедливости самостоятельно практически невозможно. На это столько времени и сил уходит, что многие просто не выдерживают и опускают руки.
По информации комитета по делам молодёжи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации, на сегодняшний день в очереди на жильё только в областном центре 307 детей-сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей. В 2013 году на очередь встал 71 нуждающийся, а за прошедшее время 2014 года – 38 ребят.
Как рассказала начальник отдела опеки и попечительства горадминистрации Ольга СОЛОДОВА, в 2013 году за счёт средств городского бюджета было приобретено 45 квартир для сирот на сумму почти 40 миллионов рублей. Причём все квартиры распределили среди тех, у кого на руках были решения суда о внеочередном предоставлении жилья.
В 2014 году Брянской горадминистрации выделена субвенция в размере чуть более 23 миллионов рублей на приобретение 25 жилых помещений. 10 квартир куплены в мае и распределены таким же внеочередным образом.
Понятно, что количество жилья для выпускников детских домов напрямую зависит от финансирования. И 45 квартир за полгода – неплохой результат, однако лишь единицы довольны своей новой обителью, ведь сироты могут рассчитывать лишь на вторичное жильё, а оно по-прежнему оставляет желать лучшего.
- Мне два года назад предлагали квартиру на окраине Бежицкого района, - говорит сирота из Брянска Наталья Иванова (имя и фамилия изменены), - я вначале очень обрадовалась, так как всегда хотела жить именно в Бежице. Но радость моя длилась недолго, квартира была абсолютно непригодна для жилья. В итоге мне пришлось отказаться от неё, и я вновь встала в очередь. Через несколько дней эту жилплощадь отдали уже другой коллеге по несчастью.
На защиту жилищных прав сирот неоднократно вставала и прокуратура. За последние несколько месяцев дважды. В апреле суд в особом порядке удовлетворил иск о предоставлении квадратных метров сироте из Новозыбкова. До того мужчина с инвалидностью десять лет жил у добрых педагогов Климовской школы-интерната, которую окончил.
Как рассказала старший помощник прокурора Брянской области Валентина ДРАГИНА, несмотря на то что Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступил в действие, когда молодому человеку исполнилось 17 лет, ни интернат, ни органы опеки не приняли мер по защите его жилищных прав.
Примерно в это же время суд встал на защиту жилищных прав сироты из Стародуба, которому не предоставили пригодного для проживания жилого помещения. Иск удовлетворён.
Странное дело, стоит обратиться в суд, и помещения, которых раньше не было, находятся. Конечно, скромным людям, не способным бороться за свои права, это шансов не добавляет, они ещё десять лет будут в очереди стоять.