Как стать архитектором или профессиональным дизайнером? Попробуйте ввести этот запрос в Интернете, и среди популярных ответов будет: «Надо окончить художественную школу», «Подготовиться к ЕГЭ и трём творческим испытаниям с репетитором» и много ещё вариантов, большинство из которых нацелены на получение от потенциальных абитуриентов платы за такую подготовку. Причём мало кто предлагает пройти тестирование, предварительное испытание или обучение для того, чтобы наверняка знать: верно ли осуществлён выбор жизненного пути и не напрасно ли будут потрачены деньги?
Разобраться в этом вопросе помогают в Брянском строительном колледже имени Н. Е. Жуковского.
Строить и жить помогает
В обществе сейчас востребованы специалисты, которые прошли обучение по направлению архитектура или графический дизайн. Во-первых, архитектура - одно из популярных направлений у самих абитуриентов. На эту специальность конкурс гораздо выше, чем на другие смежные направления. Также повышенный интерес проявляется к специализации градостроительство. Она отличается от архитектуры тем, что более детально изучает аспекты застройки городов в целом, а не конкретных отдельных зданий и сооружений. Будущие студенты обращают внимание и на дизайн архитектурной среды. Это направление больше посвящено разработке решений, которые находятся непосредственно вокруг зданий и объектов. И наконец, такое нужное направление, как реконструкция и реставрация. Тут студенты изучают то, как необходимо восстановить не просто здания, а те сооружения, которые обладают статусом памятников истории и архитектуры. Поэтому их главная задача заключается в том, чтобы не повредить уникальный облик построек, сохранить и передать потомкам дух минувшего времени.
Сами архитекторы считают, что в их работе и её итогах лишь 20 процентов таланта, а остальное - это труд. Именно он даёт тот результат, который и через многие года и века будет служить людям.
Подготовка по таким важным и сложным направлениям требует предварительного изучения готовности молодого человека связать свою жизнь с этой профессией. К сожалению, путь к ней стал сложнее, чем раньше. Несколько лет назад в средней школе были отменены уроки черчения. Кое-где ещё преподают этот предмет в качестве факультатива или вместо нескольких часов технологии в неделю в старших классах. Однако даже факультатив, который для учеников является добровольным, не спасает ситуацию. Черчение - это действительно непростая дисциплина, не все её любят. А поэтому, когда ходить на этот урок стало не обязательно, школьники перестали это делать. Большинство учеников, которые плотно загружены другими предметами, могут лишь потом понять, что черчение им на самом деле необходимо. И тут приходится уже исправлять ошибки и недополученные знания платным образом.
В Брянске есть представительства, филиалы образовательных учреждений, в которых групповые занятия по черчению стоят по 10 тысяч рублей с человека. Однако в таких организациях отсутствует самый важный момент - возможность узнать, а сможет ли человек вообще заниматься чем-то подобным прежде, чем заплатит деньги.
«Мы предлагаем комплексный подход к решению этого вопроса, - рассказывает директор колледжа Александр Куличенко. - Это связано, прежде всего, с наличием у нас специалистов, владеющих разными компетенциями, что даёт возможность скомпоновать программу из различных модулей под запрос конкретного заказчика, работодателя… Здесь речь может идти как о помощи людям, уже владеющим той или иной профессией для обновления или расширения знаний, например, когда есть образование, но совершенно нет опыта трудовой деятельности в этой сфере; так и для получения совершенно новых компетенций, например, когда специалисты имеют достаточный опыт работы в отрасли, но не имеют профильного образования либо желают кардинально изменить направление своей профессиональной деятельности. Кроме того, ребята, обучающиеся в общеобразовательных организациях, могут получить первую профессию в колледже наряду с обучением в школе. Это может стать для них некой «подушкой безопасности» в случае не поступления в вуз - имея профессию, можно трудоустроиться или оформить самозанятость и работать самостоятельно, закон позволяет это делать гражданам РФ с 14 лет. Также в основе любой специальности, будь то среднее профессиональное или высшее образование, как правило, лежит ряд профессий. Сегодня это очень актуально - можно задолго до получения профильного образования попробовать себя в той или иной сфере, пройти обучение по дополнительным общеобразовательным программам. В результате можно получить не только аттестат об основном общем образовании или среднем общем образовании, но и рабочую профессию или специализацию служащего, подтверждённую свидетельством об обучении установленного образца».
Знаний много не бывает
Сегодня как будущим специалистам, так и уже действующим представляется возможность со стороны государства, законодательства, региональной политики и политики образовательных организаций выстраивать непрерывную и разностороннюю траекторию своего обучения. Главное - знать все имеющиеся возможности, и дополнительное образование - одна из них. По сути, это мотивация для устойчивого познания и творчества, возможность максимально реализовать себя.
Среди студентов колледжа уже стало «модным» в процессе обучения освоить одну или две профессии, а также параллельно с основным образованием изучить не родственное направление по программам дополнительного профессионального образования и получить на выпускном вечере два диплома: основной и диплом о профессиональной переподготовке. К слову, в этом году колледж выпустил 52 таких специалиста. Например, те же архитекторы получили диплом о профессиональной переподготовке по бухгалтерскому учёту. Это вселяет в выпускников больше уверенности при трудоустройстве на работу.
Только в одной Москве более полусотни вузов, абитуриентам которых могут пригодиться знания, полученные в Брянском строительном колледже имени Н. Е. Жуковского. В целом по России таких институтов и университетов более ста. Так что востребованность в учебном процессе, по итогам которого выдаётся свидетельство о прохождении дополнительного образования установленного образца, несомненно, есть. И она очень высокая.
«Архитектура - это и искусство, и наука строить, проектировать здания и сооружения, которые создают пространственную среду для жизни и деятельности человека, - рассказывает ведущий преподаватель направления «Архитектура» Галина Баранова. - Архитектор - одна из самых популярных и востребованных специальностей в мире на современном рынке труда. Она включает в себя и архитектурное проектирование жилых, общественных, производственных зданий; и реконструкцию объектов строительного и историко-культурного назначения; и градостроительное проектирование населённых пунктов; и ландшафтный дизайн; и дизайн интерьера. Дополнительное образование по направлению архитектура даёт прекрасную возможность определиться в будущем в выборе профессии. Абитуриенты получают необходимые знания и навыки в черчении, графике, академическом рисунке, композиции. Раскрывают свои творческие способности и учатся неординарно мыслить».
Требования времени
В Брянском строительном колледже можно не только сделать первые шаги в специальности, но и усовершенствовать свои знания и повысить квалификацию. Здесь имеется огромный многолетний опыт повышения квалификации или переподготовки работников различных отраслей региона. Большой популярностью пользуются программы повышения квалификации по направлениям архитектура, дизайн среды, сметное дело, графический дизайн, электромонтаж, малярные работы и многое другое. Высока репутация учреждения в организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ. И список возможных направлений обучения постоянно обновляется.
Удивительно, но факт: в последнее время в управленческих кадрах наметилась хорошая тенденция - руководители того или иного уровня стали чаще обращаться в учебные заведения для получения специальных знаний. В колледж уже неоднократно обращались за повышением квалификации некоторые руководители и успешно проходили обучение.
«Вообще к нам постоянно приходят профильные специалисты, которым необходимо обновить знания, - говорит ведущий преподаватель направления «Дизайн» Екатерина Рак. - Дело в том, что учебная база постоянно актуализируется - не только учащиеся, но и действующие специалисты участвуют в соревнованиях, на которых необходимо показать умение работать с новыми технологиями. Поэтому идёт постоянное совершенствование и программ графического дизайна».
Колледж выпускает в том числе IT-специалистов. А это профессия, которая требует постоянного обновления знаний. Кстати, выпускники этой специальности, готовые выполнять задания в области графического дизайна, востребованы фактически в любой отрасли - от детского сада и школы, завода и кондитерской фабрики, до серьёзного рекламного агентства и полиграфического объединения. Везде, где требуются профессионалы в области работы на компьютере, дизайна и брендирования.
«Наш колледж даёт знания не для избранных, а для самого широкого круга специалистов. Многие обоснованно считают, что профессия архитектора и строителя - это призвание, дарованное свыше, - говорит заместитель директора по инновационной работе Брянского строительного колледжа Александра Криворот. - Все знают, что людей этих профессий ещё называют творцами, созидателями. Выходит, архитекторы занимаются божественным делом. Хотя большинство наших выпускников, специализирующихся в этих областях, скромно уверены, что в их работе и её итогах лишь 20 процентов таланта, а остальное - это труд. Именно он даёт тот результат, который и через многие годы и века будет служить людям».