Примерное время чтения: 8 минут
353

Выжить любой ценой. Как спасти брянскую экономику от кризиса?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14 01/04/2015
wavebreakmedia / Shutterstock.com

О том, чего ждать дальше, стоит ли пере­живать по поводу экономической нестабильности в регионе, смо­жет ли Брянщина прокормить се­бя сама и что для этого нужно, корреспондент «АиФ Брянск» поговорил с брянским экономистом Еленой Скляр.

Елена Скляр Фото: Из личного архива

Кризис как стимул

Ольга Момот, «АиФ Брянск»: Елена Николаевна, как вы оце­ниваете экономическую ситуацию в регионе, стоит ли брянцам беспоко­иться о своём будущем?

Елена Скляр: Люди всегда были склонны к панике, особенно если им есть что терять, будь-то престижная работа или доходный бизнес. Большинство из нас уже успели привыкнуть если не к роскоши, то к излишествам и приятным бла­гам цивилизации, расставаться с которыми, конечно, никому не хочется. Наверное, сложнее всего пережить новую волну экономи­ческой нестабильности молодому поколению. Ведь тот, кто пережил кризисы 1998 и 2008 годов, знает, что это такое, и понимает, как его пережить.

Но на самом деле не так страшен кризис, как нам его преподносят. Найти выход можно из любой си­туации. А бояться стоит разве что безработицы, которая всегда со­провождает нестабильность. Но, насколько я знаю, массовых сокра­щений у нас пока не было, разве что цены в магазинах выросли.

Досье
Елена Скляр родилась в городе Брянске. Имеет техническое и экономическое образование. Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» БГТУ. Награждена благодарственными письмами и почётными грамотами органов региональной власти.

- Кто первым ощутил изменения, ведь прогнозировали их давно, но ли­цом к лицу большинство столкнулось только после новогодних праздников?

- Сильнее всего это коснулось мелких и средних предпринима­телей региона. Но далеко не все местные бизнесмены связали свои неурядицы с изменениями эконо­мической ситуации. Дело в том, что январь всегда был непростым месяцем для тех же магазинов или ресторанов. Потому что потреби­тельский спрос на товары и услуги в это время падает, да и финансовая способность брянцев после празд­ников низкая. Многие ожидали, что через какое-то время ситуация наладится, всё будет как раньше, но этого не произошло. Хотя неко­торые улучшения экономической ситуации заметны. Курс доллара стабилизировался, необоснован­ного роста цен нет.

- А можно ли извлечь выгоду в та­кое нелёгкое время?

- Это зависит от того, как по­смотреть на ситуацию. Для одних кризис - это потери, а для других - дополнительный стимул к раз­витию и возможности. Но проблема в том, что последних немного, за­то опыт, который они получат, впоследствии окажется бесценным. Не зря же говорят, что трудности закаляют.

Региональной эко­номике это тоже пой­дёт на пользу. В ходе естественного отбора Брянщина получит сильные, надёжные предприятия и пред­принимателей, стабильных нало­гоплательщиков и работодателей, а недееспособные компании, рабо­тающие с попеременным успехом, отсеются сами собой. Конечно, в масштабах конкретных людей это звучит и жёстко, и цинично. Но в масштабах региона и страны - вполне справедливо и оптими­стично.

Нас спасёт село

- На что следует делать ставку нашему региону? Чем мы можем помочь стране и себе в частности?

- Спасительным локомотивом нашей экономике может стать сельское хозяйство, которое задол­го до кризиса шло опережающими темпами. Опираясь на прошлогод­ние итоги сезона, можно говорить, что мы готовы обеспечить мясом, молоком, зерном и картофелем не только себя, но и другие регионы. Нужно лишь завершить начатое, а для этого государству необходимо продолжить политику поддержки отечествен­ных сельхозпроизводи­телей.

- О каких именно условиях идёт речь, ведь фермерские субсидии на Брянщине существуют уже давно, однако про­цветающим аграрный сектор не назовёшь?

- Помощь госу­дарства может быть разной, субсидии не единственный способ поддержать работников сельского хозяйства. Гораздо эффективнее сделать для них доступные креди­ты с пониженными процентами, за которые можно было бы рас­платиться, не влезая в долговую кабалу. Это будет стимулировать фермеров к более эффективной работе.

- Если сельское хозяйство - локо­мотив нашей экономики, то почему продукцию местных производите­лей так трудно отыскать на полках брянских магазинов? Зачем в наш регион везут цыплят из Старого Оскола или яйца из Адыгеи, ведь есть же своё и вкуснее и свежее?

- Такая тенденция наблюдает­ся не только на Брянщине, но и в других регионах. Вот, к примеру, была недавно в Орле, где коллеги жаловались, что они нигде не мо­гут купить у себя местную тушёнку. Мол, консервы везут со всех угол­ков страны, а своё куда отправляют - неизвестно. Людям приходится переплачивать за транспортировку, хранение «чужих» продуктов. Как тут поддерживать регионального производителя?

Зато у нас в Брянске орловскую тушёнку продают почти во всех магазинах. Так что не только у нас может создаться такое впечатле­ние, что продукции региональных производителей на полках магази­нов недостаточно.

На самом деле и здесь есть объ­ективные причины. Это процесс формирования ассортимента тор­говыми сетями. У одного произ­водителя он не всегда достаточно широк для того, чтобы удовлетво­рить изысканные вкусы покупа­телей. Но вспомните ситуацию, которую можно было наблюдать ещё три-четыре года назад. На мой взгляд, товаров наших брянских производителей на полках мага­зинов стало значительно больше, и в этом отношении нам есть чем гордиться. Все товары местных производителей в крупных тор­говых сетях помечены особыми ценниками. Такую практику не­плохо бы перенять и более мелким торговым точкам для того, чтобы у брянцев был выбор «проголосо­вать рублём» за своего произво­дителя или отдать голос кому-то другому.

Кризис пугает брянцев ростом цен в магазинах. Фото: Shutterstock.com

Опыт не поможет

- Партнёрские отношения с на­шими белорусскими соседями вхо­дят в программу по восстановлению местной экономики?

- Я бы не возлагала больших надежд на белорусские продук­ты, которых у нас и так более, чем достаточно. И вряд ли рядовые брянские покупатели в восторге от сегодняшних цен на них. Хо­тя совсем недавно аналогичная экономическая ситуация была и в Белоруссии. Разница состояла лишь в том, что их валюта упала всего лишь на 20%, тогда как наш рубль - сразу на 80%.

Теперь белорусские продукты не всем по карману. В этой ситуации для нас гораздо ценнее перенять их опыт развития предприятий, ориентированный на внутренний рынок сбыта, который работает как часы, да ещё и без ущерба качеству.

- Похож ли новый кризис на сложную экономическую ситуацию 1990-х или 2008 год, когда жить с каждым днём становилось всё сложнее?

- Российские специалисты счи­тают, что кризис 2015-го - один из самых серьёзных за всё время и в корне отличается от предыдущих. Поэтому и выходить из него наша страна будет долго и тяжело. Если сравнивать его с девяно­стыми, то в те годы экономика была более подготовленной, не­жели сейчас, но людям всё равно пришлось долго переживать отго­лоски прошлого. Что касается кри­зиса 2008 года, то он пришёл к нам извне, то есть являлся следствием международных проблем. А вот причины кризиса 2014-2015 года кроются внутри страны. Нужно ис­кать новые пути выхода из кризиса, реализовать антикризисный план, который поможет нам не только пережить это нестабильное время, но и двигаться дальше.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах