Скандалов, связанных с нарушениями процедуры экзамена, в прошлом году в нашем регионе было немало. По словам Сергея Малинникова, ответственного секретаря приёмной комиссии БГУ им. И. Г. Петровского, прошлогодний скандал, когда в Интернете были выложены готовые ответы, ещё не успели забыть. В 2013-м это позволило абитуриентам воспользоваться решёнными вариантами по математике, русскому языку и многим другим предметами. Как результат - наш регион приобрёл невероятное количество стобалльников (к примеру, аж 64 гения по русскому языку и 113 - по химии) и место в чёрном списке Рособрнадзора. Но вузы и школы в этом не виноваты, считает Сергей Малинников. Просто на каком-то этапе произошла утечка информации. Впрочем, эта ситуация была типичной для многих других регионов.
Неудивительно, что Рособрнадзор, вооружившись бессмертным девизом Станиславского «Не верю!», устроил закрытые выборочные проверки. Как оказалось, не зря: почти половина отличных результатов по ЕГЭ-2013 была завышена. На карандаш попали 18 регионов, в том числе Брянская область. Информационная служба Рособрнадзора сообщила, что за этот период было выявлено более 2000 нарушений. А это в полтора раза больше, чем в 2012 году. Среди самых типичных - «классика»: мобильные телефоны, шпаргалки и уже упомянутые выше готовые ответы, выложенные на сайтах накануне «судного дня». Кроме того, в 2013 году были зафиксированы и многочисленные нарушения правил проведения экзамена самими организаторами.
Головы с плеч, конечно, в нашем регионе полетели - от занимаемых должностей освободили Валентину Павлючкову, директора центра оценки качества образования в Брянской области, и Сергея Брылева, замдиректора регионального департамента образования. Но найти крайних проще всего, а вот решить проблему…
Самая нервная пора - время выпускных экзаменов - уже позади. В Китае, например, этот период называют чёрным июнем - из-за стрессов и панического ожидания результатов экзаменов. Нередки в этой стране и случаи самоубийств среди выпускников, не выдерживающих напряжения.
Для нашего региона это, пока, к счастью, не типично. Контроль в этом году по Брянской области действительно ужесточили, да и сама процедура экзамена стала намного серьёзнее. Помимо общественных наблюдателей, пригласили и федеральных, среди которых были студенты из разных областей: участники движения «Российская ассоциация студентов по развитию науки и образования» (РАСНО) «За честный ЕГЭ» и три федеральных инспектора.
Новшеством этого года стало и то, что по решению Рособрнадзора экзаменационные материалы сразу были доставлены в пункты проведения экзамена, а не в областной центр обработки информации, как в предыдущие годы. Более того, после окончания экзамена государственная комиссия отвозила в Центр оценки качества образования протоколы о выявленных нарушениях. Выходит, заявленный девиз «Прозрачность» выполнен? Отзывы федеральных наблюдателей на официальном сайте РАСНО не могут не радовать.
«Делегация от Тамбовской области в сборе, и мы вновь выехали в славный Брянск - Город воинской и партизанской славы! Контролировать сдачу экзамена по русскому языку мне выпало в МБОУ СОШ № 12 им. А. И. Виноградова. При мне достали КИМыи сопутствующий материал из сейфа, совместно разнесли их по аудиториям. Началась обычная работа наблюдателя: обход аудиторий, здания, контроль в группах и т. д. По окончании экзамена было безумно приятно напротив графы «Нарушения» поставить «нет», потому что все правда было идеально!» - пишет Наталия Обидина, федеральный наблюдатель из Тамбова.
И всё же можно ли считать малое количество стобалльников показателем честной сдачи экзаменов? Обратимся к статистике. В прошлом году в нашем регионе экзамены сдавали 7460 школьников, в этом - 6967. Это меньше почти на 500 человек. Вот и выходит, что умеренно-высокие показатели могут быть связаны вовсе не с девизом «Прозрачность»… И классическая бумажная шпаргалка пока что непобедима.
Вместе с ужесточением контроля ЕГЭ-2014 принесло школьникам и другие новшества: снижение порогового значения по обязательным предметам. Что это - вынужденная необходимость или невидимая рука помощи?
- Если бы не снизили этот порог, то многие ребята не получили бы аттестат. Не прошли бы установленные министерством границы, - считает ВалентинаХалявина, директор Локотской СОШ № 3.
Такой ответ оптимизма не прибавляет. Может, проблема всё-таки не в слабом или жёстком контроле, а в самой структуре экзамена?
По словам Валентины Халявиной, нужна альтернатива для тех ребят, которые не поступают в вузы. Можно ввести вариант комбинированного экзамена. Тем, кому нужен только аттестат, стоит сдавать традиционный экзамен.
Неужели сегодня прошлая система образования - качественная, стабильная - уже уходит в историю?
- ЕГЭ не заменит традиционного экзамена, который важен в первую очередь для тех, кто претендует поступать на педагогические направления, - убеждён Сергей Малинников. - Нашим экзаменаторам принципиально важно вживую общаться с абитуриентами. Только так можно проверить, насколько глубоки их знания и обладают ли они важными психологическими качествами, например такими, как коммуникабельность. Студенты, успешно сдавшие ЕГЭ, далеко не всегда обладают глубоким знанием предмета. Всё, что остаётся вузам, - вводить собственные дополнительные испытания (кстати, это право есть не у всех) и тщательно проверять результаты абитуриентов, особенно стобалльников.