Хотите, фокус покажу?
Попадаем в Брянский цирк со служебного входа. Впервые. Минуем помещение, где хранится «снаряжение» гастролёров: мотоциклы, самокаты, многое другое. Попадаем на арену. Нас уже ждут. Выходят артисты, и гости делятся на несколько импровизированных групп, в каждой из которых можно научиться азам определённого жанра. Вот тут-то и разгорается нешуточный азарт.
На площадке несколько циркачей высокого уровня, и у всех хочется взять «урок». Сначала вместе с коллегой попадаю к Владимиру Максимову, волшебнику, как он сам себя называет. Для номера просит рублёвую денежную купюру. Подаю, и на наших глазах фокусник закручивает её на катушку, а разворачивает уже долларовую. Впрочем, её можно «разменять» обратно.
Мы тоже пробуем и после нескольких попыток получается. Только намного медленнее. Иллюзионисты тщательно готовятся, и всё делается на автомате. Иногда, признаётся Владимир, во время представления бывают и осечки, но тут на помощь приходит актёрское мастерство.
Артист-сладкоежка
Ни один цирк не обходится без диких животных. Нам предлагают научиться несложным навыкам дрессуры. Главная среди четвероногих артистов – маленькая медведица по кличке Настя. Хотя хищница и не выглядит страшной, пообщаться с ней можно только в присутствии циркового работника – это требование безопасности. Медвежонок может один за другим делать круги по арене на задних лапах, нужно только предложить сладкое угощение, перед ним косолапая красавица просто не в силах устоять. Даю Насте печенье, она с удовольствием принимает лакомство и соглашается «выступить».
Конечно, это из самых простых навыков. Над сложными номерами дрессировщик Александр Филатов долго работает. Животных обучают по способностям, у кого, что лучше получается. Основных секретов мастер не раскрывает, говорит лишь, что медведя нельзя заставить что-либо делать, с ним можно по-доброму договориться.
Те, кто побоялся подойти к символу русского леса, демонстрировали чудеса дрессуры на очаровательном абрикосовом пуделе, длинноногой ламе или послушном дикобразе.
Под куполом цирка
В следующей группе собрались самые смелые. Здесь журналисты отчасти побыли в роли воздушных гимнастов, поднявшись под купол цирка. Правда, под купол – это громко сказано. Неподготовленному человеку разрешили подняться лишь на пять метров, артисты же выполняют сложнейшие трюки на высоте 18-24 метров от арены.
Преодолевая боязнь, решаюсь подняться. На уровне глаз – последние ряды амфитеатра, поэтому высота не сильно ощущается, но всё же волнуешься. Внизу разыгрывается импровизированное цирковое действо, участником которого являюсь я сама. Тут по-другому понимаешь и опасность, и красоту этой профессии. И всё-таки страх побеждает любопытство.
Оказавшись вновь на своих ногах, интересуюсь у воздушного гимнаста Сергея Золотухина, как удаётся исполнять сложнейшую программу. Его ответ «с детства занимаюсь, это моя работа» прост, если не учитывать, что так, из года в год, в разных городах, с риском для жизни он и другие циркачи несут своё виртуозное искусство. Пока мы беседуем, рядом эквилибрист и клоун дают свои мастер-классы.
Едва мы освобождаем арену, её занимает артистка, пришедшая на тренировку. То, что для нас длилось чуть больше часа, для них – жизнь, большая, разъездная, трудная и восхитительная.