В четверг, 24 августа, в девять утра в Брянское районное управление поступило сообщение: на участке подводного перехода нефтепровода, пролегающего в Почепском районе по дну реки Судость, произошла авария. В результате на поверхности образовалось нефтяное пятно, которое движется вниз по течению. Такова была легенда традиционных летних учений, которые проводят ежегодно и каждый раз - в новом месте.
Авария условная, река реальная
Хотя настоящих аварий не было, к учениям здесь подходят очень ответственно. Тем более, что попадание нефти в водоем - наиболее сложный аварийный случай, и последствия для окружающей среды могут быть весьма печальными.
Поэтому на месте условной аварии в воду бросили имитаторы нефти - лёгкие и яркие жёлтые шарики с красными флажками. Благодаря нумерации на них специалисты смогут дополнительно судить о том, как ведёт себя течение и насколько велика скорость движения пятна.
Аварийно-ремонтные службы, в составе которых 23 единицы транспорта и специальной техники - экскаваторы, краны, пожарные машины, и более 40 опытнейших специалистов немедленно выехали на то место, где по расчётам за прошедшее время могла оказаться вытекшая из трубы нефть.
Облачённые в спецодежду и каски, выслушав инструктаж по технике безопасности, мужчины побежали к реке, чтобы чётко и слаженно выполнить эту непростую работу. Тут свою лепту внесла природа: к бесконечным порывам штормового ветра добавилась сплошная стена дождя.
Каждый на месте
«Все участники учений по локализации и ликвидации последствий аварии чётко знают, какую работу должны выполнить именно они, - рассказал начальник нефтеперекачивающей станции «Десна» Сергей Шпаков. - Для этого и нужны подобные учения, чтобы знания были не только теоретическими, но и на практике доведёнными до автоматизма».
Пока одни мужчины с невероятной скоростью огораживали опасный участок яркой аварийной лентой и устанавливали информационные таблички, предупреждающие об опасности нахождения в зоне аварии, службы безопасности удостоверились, что случайных прохожих в районе действий действительно нет.
Остальные сотрудники тем временем оперативно разместили поперёк реки двойное боновое заграждение - плавучее средство, которое препятствует дальнейшему продвижению нефти по поверхности реки. Подталкиваемая течением, она скапливается у берега, где её с помощью нефтесборщиков перекачивают в специальный резервуар.
Справившись с воображаемым пятном, участники учений очистили береговую линию - мощной струёй воды, которую качала мотопомпа, как следует все смыли. Гипотетические остатки нефти, вновь оказавшиеся в воде, тщательно собрали. После этого нефть должны отвезти на утилизацию безопасным способом, как того требуют правила защиты окружающей среды.
«С задачей подразделение справилось отлично, - прокомментировал Сергей Шпаков. - В предусмотренный временной норматив уложились, работали слаженно, профессионально».
Кстати, в ходе этих учений операция прошла без осложнений, но не стоит забывать, насколько нефть - горючее вещество. Поэтому на месте дежурила как ведомственная пожарная техника, так и машина МЧС. А в непосредственной близости от реки разместили щит с первоочередными средствами пожаротушения. Кроме того, во избежание несчастных случаев и отравления продуктами горения все участники операции были защищены индивидуальными газоанализаторами и противогазами.
Жёлтые шарики, имитировавшие «сбежавшую нефть», приплыли на место учений минут через десять после того, как все действия были последовательно выполнены. Так что в норматив действительно уложились с запасом.
Пробы покажут
На самом деле, как рассказали в компании, технические средства контроля за состоянием нефтепровода практически исключают такое развитие событий, как подразумевали учения. Падение давления в трубе моментально фиксируется. Есть возможность перекрыть аварийный участок и пустить поток нефти в обход. Кроме того, внутрь нефтепровода регулярно «запускают» специальные приборы, которые не только чистят его, но и сканируют стенки на предмет микротрещин или уменьшения толщины.
Тем не менее приняли участие в учениях и корпоративные экологи.
«На всех этапах учебно-тренировочного занятия мы проводим экологический контроль, - рассказала инженер по охране окружающей среды отдела экологической безопасности и рационального природопользования Брянского районного управления АО «Транснефть-Дружба» Ольга Канищева. - После устранения аварии пробы воды отвезут в центральную лабораторию экологического мониторинга. Для сравнения берут образец в месте условного и ликвидированного разлива нефти и фоновую воду там, куда загрязнение попасть не могло, и сравнивают показатели. Они должны быть идентичными».
Также исследуют пробы воды выше и ниже по течению от места аварии, грунт с береговой линии. Проверено на практике, что меры защиты, которые использовали на месте учений, позволяют свести ущерб природе практически к нулю.
Как рассказала Ольга Канищева, независимо от тренировок экологи компании регулярно исследуют водоёмы, на дне которых есть подводные переходы нефтепровода. Анализ стабильно показывает, что нефти в них нет.