Примерное время чтения: 6 минут
67

Машина в долг

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11 10/03/2009

Увы, не все компании сочли необходимым открыто ответить на назревшие вопросы. Но лидерам скрывать от своих клиентов и партнёров нечего.

Государство нам поможет. Позже...

Все федеральные средства массовой информации просто гудят о новой инициативе правительства. Министерство промышленности и торговли составило список "народных автомобилей" и готово субсидировать ставку по кредитам на них. То есть автовладелец, взявший в кредит отечественную машину, будет платить банку только часть процентов. А остальное - государство.

Оказалось, что программа, о которой так долго говорили и под реализацию которой уже выделено 2 миллиарда рублей, ещё не работает - нет механизма взаимодействия банков и бюджета.

Впрочем, как представители банков, так и автодилеры сошлись во мнении, что и государственная программа всё же заработает. Более того, прозвучала и предположительная дата: конец марта. Вполне вероятно, что это случилось бы раньше. Но автопроизводители, по словам одного из участников "круглого стола", "устроили бой и драку" за места в списке автомобилей, входящих в программу.

Дешёвых машин не бывает

А вот по поводу "потенциала снижения цены" автомобилей, вошедших в список, у экспертов рынка возникли большие сомнения. Было высказано мнение, что не цена на автомобили снизится, а будет поднята планка стоимости моделей, внесённых в список.

Автомобили импортных брендов сейчас продаются на предельной цене, близкой к себестоимости. А потому ждать снижения цен на иномарки отечественной сборки не приходится.

В принципе, возможно "выбросить" из машины все элементы комфорта, поставить слабенький двигатель и этим снизить цену. Но будет ли спрос на такие авто?

И всё же у автодилеров есть выгодные предложения, но они никак не связаны с государственной программой. Дилеры и банки, понимая безвыходность ситуации, сами нашли выход: производитель субсидирует часть ставки по кредиту. И банк тоже идёт навстречу.

Например, программа "Доступный Форд" действительно делает приобретение автомобиля доступным. Есть специальная программа и по новинке авторынка "Волга Сайбер".

Многие пользуются удобным предложением Сбербанка. В любом районе области можно подать документы и в течение нескольких дней получить решение о кредите. И уже потом, когда одобрение получено, выбирать машину и автосалон. Причём не только в Брянске, но и в Москве.

Вполне реальных предложений достаточно много. Более того, банки не сидят на месте, разрабатывая новые кредитные продукты и согласовывая свои действия с автодилерами. Росбанк, например, активно ведёт предварительную подготовку, чтобы к началу "автомобильного сезона" предложить потребителям новые решения их проблем.

Чем опасен кредит?

Бояться ли внезапного повышения кредитных ставок? Оказывается, досужие россказни исказили ситуацию, нагоняя "кризисной истерии". Если банки и повышают кредитные ставки, то касается это только новых клиентов. Например, банк "Уралсиб" более чем за 20 лет существования ни разу не менял ставки для тех, кто уже выплачивает кредит.

К тому же если ставки и изменятся, то это коснётся не одного, не двух клиентов, а всей страны. И первый банк, который рискнёт это сделать, похоронит свою систему кредитования.

Второй риск, о котором ходят страшные слухи, - требование досрочного погашения кредита или требование вернуть автомобиль. Оказывается, такие случаи действительно есть - их единицы на всю страну и ни одного на Брянщине.

Главная и единственная опасность не связана ни с банками, ни с автодилерами. Это - риск потерять работу. Но даже в том случае, если доходы человека стремительно упали, банки помогают ему решить проблему. Практически у всех из них есть программы отсрочки, реструктуризации долга, пролонгации срока платежей. Таким клиентам стоит зайти в банк и рассмотреть варианты, которые помогут выйти сухим из воды.

А компания "Автомир" тоже предлагает удобный вариант. Если платежи по кредиту стали тяжёлым бременем, а средство передвижения всё же необходимо, можно дорогой автомобиль поменять на более дешёвый, чтобы разницей досрочно погасить долг.

Если автосалон банкрот?

Из пятерых автодилеров Брянска, приглашённых на "круглый стол", согласились участвовать лишь "Автомир" и "Брянскзапчасть". Другие то ли не сочли нужным раскрывать положение дел в своём бизнесе, то ли не считают нужным информировать клиентов. Может быть, люди были просто заняты. Но, так или иначе, тревожный вопрос прозвучал: а не повторится ли ситуация, знакомая по автосалону "ОКОР"?

Эксперты, собравшиеся за "круглым столом", не исключили возможность банкротства в ближайший год какого-нибудь автосалона. Перераспределение рынка - обычное явление во времена кризисов.

Но как потребителю избежать неприятной ситуации, когда предоплата за машину внесена, а компания-продавец объявляет себя несостоятельной?

"Лакмусовой бумажкой" для проверки состояния дел у продавца можно считать сумму предоплаты. В практике не только Брянска, но и всей России, предоплата составляет 10‑15 %. Она поднимается до 30 % в случае особых требований клиента или самых дорогих, не ходовых, комплектаций заказанного автомобиля. Если же автосалон требует большего процента от цены машины - это очень скверный знак. Стоит обратить внимание и на сроки поставки железного коня, и на наличие у продавца ПТС. Продолжительность первого и отсутствие второго должны насторожить.

Что на рынке?

Продажи новых автомобилей во всём мире упали. Как в такой ситуации чувствуют себя брянские дилеры?

"Брянскзапчасть" работает вполне уверенно. Да, изменились условия, в которых приходится вести бизнес, но предприятие не сворачивает деятельность, а, наоборот, развивается.

Вновь созданный сервис дал работу уволенным из "ОКОРа" специалистам, и уже в ближайший месяц будет готов принять на гарантийное обслуживание проданные ранее обанкротившимся автосалоном "Мицубиши". А "Автомир" даже недооценил свои возможности, составляя перспективные планы, и сейчас работает с опережением.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно