Неделя с 13 по 19 сентября войдёт в историю россий-ского фондового рынка небывалым падением - в среду решением ФСФР торги были приостановлены на фоне снижения индекса РТС до 1058 пунктов, индекс ММВБ откатился до 853 пунктов. Поводом к обвалу послужило объявление о банкротстве одного из крупнейших банков США "Леман Бразерс", и падение на сырьевых рынках - нефть пробила вниз уровень $90 за баррель марки Брент, дешевели металлы.
Некоторые комментаторы применяют для описания сложившейся ситуации термин "кризис". В сознании россиян этот термин ассоциируется с дефолтом 1998 года, крахом множества банков, обвалом рубля к другим валютам и массовыми увольнениями. Поэтому, несмотря на успокоительные заявления представителей власти и принятые Центробанком и Минфином экстренные меры для стабилизации обстановки на фондовом рынке, панические настроения в обществе нарастают. Многие уже всерьёз говорят о вероятности нового дефолта и о том, что ситуация в российской экономике отнюдь не так благополучна, как заверяют нас правительственные чиновники.
Инвестиционные "огорчения"
Чем же реально чревата для россиян ситуация на мировом и российском финансовых рынках, как все эти события отразятся на кошельках населения и как обезопасить себя от финансового краха? С этим вопросом мы обратились к эксперту по финансовым рынкам, представителю крупнейшего российского брокера - инвестиционного холдинга "ФИНАМ" в нашем городе Юрию Воробьёву:
- Ситуация на российских биржевых площадках сложилась действительно тяжёлая. Слишком долго наш рынок сопротивлялся давлению негативных новостей из-за рубежа и оставался единственным островком безопасности на фоне снижения на биржах Европы, Америки и Азии. До бесконечности так продолжаться не могло, и вот мы увидели, как после достижения в мае очередных исторических максимумов российские индексы начали неуклонно снижаться, откатившись до уровней 2005 года.
Для тех, кто покупал акции в расчёте на их рост и не успел продать на более благоприятных уровнях, это стало серьёзным огорчением, не известно, когда теперь удастся хотя бы вернуть вложенные деньги без потерь, не говоря уж о том, чтобы получить какую-то прибыль. Впрочем, те, кто вёл активную спекулятивную игру, начав вовремя играть на понижение, смогли заработать состояние всего за один-два дня.
Впрочем, положение долгосрочных инвесторов вовсе не так печально, как может показаться. В фундаментальном плане их акции по-прежнему сохраняют привлекательность, будут приносить доход в виде дивидендов и рано или поздно ещё подорожают в разы. Впрочем, говорить уверенно о том, когда наш рынок вернётся к майским уровням, от которых началось снижение, пока рано. Это в большой степени зависит от ситуации на внешних рынках, от того, когда и чем закончится глубокий системный кризис в экономике США.
Сейчас можно говорить только о том, что экстренные меры Центробанка и Минфина позволили стабилизировать ситуацию, избежать банкротства владевших акциями компаний и банков. Если бы все они начали выбрасывать акции на рынок в расчете вернуть хотя бы какие-то деньги, рынок мог бы упасть даже до уровней 98-го года, когда индекс РТС опускался до 37 пунктов. Сейчас же, после того как финансовые структуры были профинансированны Центробанком, а возможности для игры на понижение временно заморожены, можно говорить о том, что ниже рынок уже не пойдёт. В пятницу, открывшись после двухдневной паузы, российский рынок акций демонстрировал рекордные темпы роста - своё действие оказали меры, предпринятые властями, улучшившийся внешний фон, рост сырьевых цен и подъём нефтяных котировок. Многие акции прибавили порядка 40‑60 %, и нездоровый рост рынка стал причиной того, что ФСФР вынуждена была дважды остановить торги в пятницу. Сейчас ситуация стабилизировалась.
Последствия кризисов минимальны
Можно с уверенностью говорить о том, что кризис прошёл для российской экономики с минимальными последствиями - без банкротств значимых игроков и даже понижения рейтингов нашей страны. Банковская система сохранила устойчивость, и, вероятно, для тех россиян, которые не читают газет и не смотрят телевизор, все эти драматические события останутся незамеченными.
Это может показаться странным, но надо понимать, что реальная экономика и финансовые рынки хотя и связаны между собой, отнюдь не являются единым целым. Деньги, которые обращаются на финансовых рынках, и те, которыми расплачиваемся в магазинах и получаем зарплату, связаны между собою не прямо, а через множество ступеней посредников. Сейчас в банковскую систему влиты существенные деньги - в общем объёме помощь государства финансовой системе достигнет трёх триллионов рублей. Но это не значит, что государство стало беднее на 3 триллиона или что сейчас все цены в магазинах вырастут на соответствующий процент. Эти деньги останутся цифрами на банковских и брокерских счетах. Так что тех из россиян, кто лично не вкладывал деньги на фондовом рынке, текущая ситуация практически не затронет. Но она может стать возможностью улучшить их материальное состояние. Каким образом? Путём использования снижения рынка для входа в него. Есть понятие справедливой стоимости активов. В упрощённом виде его можно представить в виде той суммы, которую нужно положить в банк для того, чтобы получить такой же доход, который можно получить в виде дивидендов, вложив деньги в акции.
Сейчас большинство высоколиквидных российских акций недооценены по отношению к своей справедливой стоимостью в разы. Например, акции ведущих российских банков стоят столько, что могут окупить себя дивидендами всего за три-четыре года. Но при этом вы ещё останетесь собственником акций, которые сами к тому времени могут существенно подорожать. Таким образом, если вы подумывали о том, чтобы не держать все деньги в банке, а часть средств вложить в более выгодные активы, сейчас для этого самый благоприятный момент.