Для того чтобы воплотить свои замыслы в содержательные поэтические образы природы, последовательницы Шишкина в юбках, образно выражаясь, несколько лет подряд ездили на пленэр в Елабугу. Там портретируя природу в лучших традициях русской пейзажной живописи Ивана Шишкина, Т. Сикстель, Н. Сазонова, Т. Зеброва, М. Эсмонд, И. Нестерова и т. д. черпали темы для вдохновения. Елабуга - красивейшее историческое место России. Родившегося здесь Шишкина Крамской назвал "верстовым столбом в развитии русского пейзажа". В Елабуге же свела счёты с жизнью Марина Цветаева. Вот её последнее пристанище на этой земле - покосившийся убогий домик, изображённый на картине С. Морозовой.
А родовое гнездо Шишкина - двухэтажный особняк нарисовано сразу на полотнах М. Эсмонд, Т. Зебровой и той же С. Морозовой. Виды Елабуги (только вчитайтесь в название: "Елабуга. У кафе"; "Елабуга. Голубая беседка"; "Елабуга. Спасская площадь" и т. д.), её удивительную природу ("Просторы Елабуги"; "Шишкинские дали"; "Наперекор ветрам" и т. д.) женщины‑художницы не копируют под Шишкина, а преподносят по-своему.
"Всмотритесь, на этих полотнах совершенно отсутствует агрессия, какие-то политические амбиции, свойственные мужчинам‑художникам, - говорит председатель творческого объединения "Ирида" Мария Эсмонд, - здесь больше развиты лирическая и эмоциональная стороны".
Кстати, кисти самого Шишкина принадлежит больше 100 полотен с изображением Елабуги.
Вспомним самые известные: "Святой ключ близ Елабуги", "На Каме близ Елабуги", "Кама близ Елабуги" и т. д., но их нет в экспозиции, так же, как и портрета самого художника, и, может быть, в этом главный недостаток выставки. Зато есть восемь гравюр пейзажиста-классика: "Сухие берёзки" (1888 г.), "Телега с брёвнами" (1886 г.), "Ручей в лесу" (1870 г.), "Обрыв" (1878 г.) и т. д., а для провинции, согласитесь, это целое событие. Гармоничные, тщательно прорисованные, со строго продуманной композицией и множеством деталей, они служили художнику бесценной подсказкой для будущих картин.
Портрет природы в Елабуге на картинах женщин‑художниц получился как реалистический, так и новаторский. Шишкинские места узнаваемы, и в этом, несомненно, достижение выставки.