В защите памятника советским воинам-освободителям в центре Таллина принял участие и житель Брянска Максим Можаев.
Три раза по мобильному телефону по нашей просьбе он выходил на связь с редакцией и в эмоциональной форме (а иначе было и нельзя) рассказывал о том, что происходит на площади Тениса Мяги. Таким образом, мы получили возможность следить за тем, как развивались эти драматические события, что называется, из первых уст.
Демократия по-эстонски
Интерес к тому, что сейчас происходит в этой прибалтийской республике для 47-летнего Максима Игнатьевича не случаен. Его отец, уроженец Почепа, в 21-летнем возрасте освобождал Таллин. Освобождая, и сгорел в своем танке. Память о нем жива для сына. С тех пор не раз он наведывался в столицу Эстонии, возлагал цветы к "Бронзовому солдату",, а когда узнал, что над ним нависла смертельная угроза, не раздумывая, встал в ряды его защитников.
- Полицейские на границе долго и придирчиво рассматривали мой загранпаспорт. Интересовались, зачем и для какой цели я предпринимаю поездку в Таллин, - рассказывает Максим Игнатьевич. - Отвечал: к дальним родственникам, а они и впрямь там у меня проживают. Назвал фамилию, адрес. Проверили, но пропустили все-таки с видимой неохотой, словно предчувствовали, что я еду подрывать их хваленую демократию.
Подоспел я к тому времени, когда территория вокруг монумента уже была обнесена забором и на нем красовалась издевательская надпись: "Археологические раскопки". Я сразу влился в число активистов народного движения "Ночной дозор", дежуривших возле памятника. Первая силовая операция, которой стал свидетелем, началась в половине пятого утра. Около тысячи полицейских оцепили квартал около площади и перекрыли движение для пешеходов и транспорта. Жертвами их произвола стали ребята из "Ночного дозора". С ними не церемонились. Заломав руки и надев наручники, доставляли в полицейский участок, где возбуждали дела по статье о неподчинении распоряжению властей. Я наблюдал, как возводят техническое сооружение вроде палатки, призванное полностью закрыть памятник. Поняв, что видят "Бронзового солдата" в последний раз, сотни людей рванулись к нему, но были встречены градом резиновых дубинок.
Булыжник - оружие бастующих
К веЧеру митингующих еще прибавилось. Закончившие работу люди присоединялись к демонстрантам. Число их приближалось уже к 2000. Среди толпы замелькали плакаты: "Руки прочь от памятника", "Не дадим надругаться над памятью", "Не позволим переписывать историю" и т.д. Люди скандировали: "Позор", выкрикивали: "Фашизм не пройдет", "Оставьте "Бронзового солдата" в покое" и вот тогда-то полицейские пошли в настоящую штурмовую атаку на свой народ, применяя уже не только дубинки, но и слезоточивый газ и светошумовые гранаты. В воздухе словно огромные стрекозы, наблюдая над разворачивающимся действом, парили вертолеты.
Я видел, как упала женщина, а склонившийся страж порядка принялся избивать ее дубинкой. На лице женщины выступила кровь. Совсем рядом со мной два подростка в рукопашную схватились с тремя полицейскими, но силы оказались слишком неравными, их оттеснили, а затем и уложили на тротуар. В полицейских полетели заранее приготовленные камни и бутылки. Я тоже метнул каменюгу, затем еще одну, но промахнулся. На помощь полиции подтянулся спецназ. Арестовывали всех без разбора - как случайных свидетелей стихийного митинга, так и его активных участников. Тех, кого не успевали забирать в участки, просто приковывали наручниками к уличным столбам - и вот это было самое страшное. Не в силах сдвинуться с места люди кричали, молили о помощи. Они не могли поверить, что подобное возможно в демократической Эстонии.
Вандализм под покровом ночи
От площади Тениса Мяги революционные действия возбужденной толпы переместились к центру города. На улицах Таллина запылали костры. И вот тогда-то началось битье стекол в витринах магазинов. Не в силах сдержать эмоции, люди громили все, что попадалось на их пути. Таких беспорядков Эстония не знала со времен перестройки.
Больше всего толпу возмутило то обстоятельство, что демонтаж памятника воинам-освободителям происходил накануне 9 Мая - Дня победы. Власти, словно издеваясь, выбрали эту знаменательную дату. В эту ночь по улицам Таллина нельзя было пройти, чтобы не наступить на стекла. Война с мертвыми вылилась вот в такие катастрофические погромы.
В три часа ночи 27 апреля памятник "Бронзовому солдату" в центре Таллина был все-таки демонтирован, а затем и разрезан на части. Сейчас он находится под охраной полиции. Где именно, держится в величайшей тайне. Также неясно, что будет с останками 14 красноармейцев, освобождавших Эстонию.
P.S. Наш внештатный корреспондент Максим Можаев продолжает следить за событиями в Таллинне.
Справка "АиФ-Брянск"
Всего в беспорядках, происходящих на улицах Таллина в связи со сносом памятника воинам-освободителям, участвовало более 2 тысяч человек. Один митингующий погиб, он скончался в больнице. Более 100 получили травмы разной степени тяжести, многие госпитализированы. Сотни манифестантов задержаны, из них 100 несовершеннолетних. Пострадали около 20 полицейских.