Тепло из мусора. Помогут ли нанотехнологии очистить Брянск?

Принцип работы умного оборудования основывается на элементарных законах физики и химии, знакомых каждому школьнику. А вредные вещества, выбрасываемые во время работы котла в атмосферу, в несколько раз ниже, чем у выхлопной трубы автомобиля, ещё и за отопление платить не приходится. Словом, сплошная экономия и забота об окружающей среде.

   
   
Олег Семичев Фото: Из личного архива

От полиэтилена до шпал

Ольга Момот: Олег Владимирович, расскажите, с чего всё начиналось, как пришли к мысли о том, что, избавляя кого-то от мусора, можно ещё и сэкономить на тепле?

Олег Сёмичев: Вначале мы специализировались лишь на переработке древесных отходов. И никаких нанотехнологий здесь не было. Но со временем поняли, что для того, чтобы развиваться дальше и отличаться от остальных, нужно пробовать что-то новое, становиться универсальным переработчиком. Стали преобразовывать в энергию не только природные материалы, но и искусственные, в том числе и токсичные (резина, пластик), за утилизацию которых не каждый возьмётся.

- Что на сегодняшний день вообще можно перерабатывать?

- Практически всё: от полиэтилена до железнодорожных шпал. Последние, кстати, очень токсичны из-за креозота, которыми они насквозь пропитаны. Утилизировать их нужно по особенной технологии и хранить в специальных условиях. Даже голыми руками брать не рекомендуют, не то что использовать для хозпостроек, как это раньше люди делали. В общей сложности оборудование может с пользой «переварить» 40-45 наименований твёрдых бытовых отходов, а в обмен - ещё и обогреть помещение.

Досье
Олег Владимирович СЁМИЧЕВ, генеральный директор ООО «Тепловые системы», родился в Брянске. По первому образованию - инженер, по второму - экономист, также имеет диплом строителя. По итогам 2015 года предприятие стало лауреатом Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России».

- А как насчёт такого вредного мусора, как ртутьсодержащие лампы, утилизация которых является в регионе чуть ли не главной головной болью последних лет?

- К сожалению, переработать ртутьсодержащие или люминесцентные лампы, так же, как и градусники, нельзя. Они подлежат только утилизации, поэтому наше оборудование здесь не поможет. В ряде российских регионов такие заводы есть, и их вполне достаточно, а вот бороться с полиэтиленовым или пластиковым мусором с каждым годом становится всё труднее.

   
   

Стимул к развитию

- Много ли у нас предприятий, которые на сегодняшний день готовы вкладывать свои средства в переработку отходов, минимизируя таким образом вред для окружающей среды?

- Наше оборудование покупают калужские, воронежские, костромские, липецкие предприятия. Нас хорошо знают в Тюмени и Владивостоке. Если же говорить конкретно о Брянщине, то пока таких сознательных единицы, и в основном это небольшие частные предприятия. Почему их пока немного? Одни сомневаются в надёжности нашего оборудования, приходится даже показывать, как это работает, другие не готовы нести дополнительные расходы, особенно в кризисный год. Хотя, на мой взгляд, никаких трат здесь нет, напротив, сплошная экономия. Например, срок окупаемости такого оборудования всего несколько месяцев, ещё и на отоплении можно здорово сэкономить. Но, думаю, большинство всё же смущает даже не это. Просто предприятия привыкли ждать помощи от государства, вот и не торопятся брать инициативу в свои руки.

- А государство заинтересовано в экологических и социальных проектах?

- Государство регулярно оказывает такую поддержку регионам. Для этого существуют даже специальные федеральные программы. Но большинство проектов по-прежнему реализуют за счёт инвесторов. Например, в 2014 году в Ярославле запустили новый комплекс термического обезвреживания отходов. Система предназначена для сжигания песка, опилок, отработанного угля, других нефтезагрязнённых грунтов, отходов лакокрасочного производства. Иными словами такое продвинутое оборудование должно улучшить экологию Ярославля. Вот только стоит это баснословно дорого - 300 миллионов рублей.

- Во время кризиса развиваться, наверное, намного труднее?

- Этот кризис в корне отличается от предыдущих экономических спадов, потому что благодаря санкциям стран Евросоюза, мы наконец-то обратили пристальное внимание на собственное производство. А мелкие и средние предприниматели получают беспрецедентные меры поддержки и возможность выйти не только на региональный, но и на российский рынок. Так что кризис следует рассматривать скорее как позитивные перемены и для всей сферы экономики, и для каждого его участника. Это возможность не только устоять, но и перейти на новый уровень производства.

Переработке можно подвергнуть 55 процентов вторсырья. Фото: АиФ

Мусор во благо

- Что ещё, кроме тепла, можно получать путём переработки из отходов?

- На самом деле вариантов пока не так много. Сейчас, например, работаем над получением патента, который позволит преобразовывать мусор в тёплый воздух. Что будет дальше, поживём - увидим, может, появятся новые технологии, о которых современная наука пока не знает.

- Как думаете, может ли такая нанотехнология стать в дальнейшем альтернативой переполненным мусорным полигонам или это утопия?

- Это вполне реально. И далеко за примером ходить не нужно. Возьмём соседнюю с нами Орловскую область, где на базе действующего городского полигона успешно работает целый завод по сортировке и переработке мусора. Причём там перерабатывают до 55% вторсырья, для сравнения: в Европе всего 18%. И это ещё не всё. Там сейчас идёт рекультивация полигона, который в дальнейшем планируют использовать для бурения скважин и добычи метана. В теории это возможно, а как будет на практике - увидим в ближайшем будущем.

- Что мешает нам запустить такой же завод, ведь переработка мусора всегда считалась прибыльным бизнесом, но желающих заработать на отходах до сих пор так и не нашлось?

- Дело в элементарной заинтересованности. Нужно создавать привлекательные условия для инвесторов, которые хотят заниматься мусоропереработкой в регионе и реализовать такие социально-ориентированные проекты хотя бы с минимальной поддержкой государства. Пока же Брянщину трудно назвать регионом с благоприятным инвестиционным климатом в данной сфере.

Смотрите также: