Гаджет, селфи, инстаграм. Нужно ли бороться с интернет-зависимостью?

О том, почему современное поколение так зависимо от гад­жетов, о чём сигнализируют селфи и нужна ли таким лю­дям помощь специалиста, корреспондент «АиФ Брянск» поговорил с психо­логом Натальей Ерохиной.

   
   

Вредная привычка

Ольга Момот, «АиФ Брянск»: Наталья Михайловна, скажи­те, много ли на Брянщине одержи­мых интернет-пользователей?

Наталья Ерохина. Фото: Из личного архива

Наталья Ерохина: В моей практике пока был только один подобный случай. И то за помощью обратился не сам зависимый, а его семья. Родите­ли волновались, что их взрослый сын слишком увлёкся онлайн-иг­рами и вместо того, чтобы жить в реальности, проводил всё свобод­ное время в сети.

Других примеров хоть и не бы­ло, но это не означает, что про­блемы нет. Просто не все пони­мают, насколько всё серьёзно и какие последствия может иметь подобное времяпрепровождение для любого человека.

- Сегодня всё чаще можно слы­шать, что гаджетоманов нужно лечить, как нарко- и алкозависимых людей?

- Однозначного мнения на это счёт пока нет. Для начала нужно провести масштабные исследо­вания и выяснить, является ли гаджетозависимость заболева­нием в принципе и какие у неё симптомы? Поэтому я бы пока воздержалась называть это пси­хологическим недугом, скорее, вредной привычкой или модой, которую диктует нам современ­ное общество и маркетологи.

Мне приходилось говорить с родителями, которые стремятся купить своим чадам дорогой теле­фон или планшет, не умея точно объяснить, для чего именно они детям понадобились. Обычная отговорка – у всех есть, пусть и у моего ребёнка будет такой же.

   
   

Досье
Наталья Ерохина – старший преподаватель кафедры общей и профессиональной психологии БГУ. Имеет три высших образования.

- Разве поголовное увлечение селфи - не симптом?

- Селфи – это не более чем дань моде, как и пресловутые «Твиттер» с «Ин­стаграмом», актив­ное увлечение тоже со временем сойдёт на нет, как обувь на огромной платфор­ме в 80-х. Всему своё время.

Кроме того, если говорить об интер­нет-зависимости, то она тоже бывает раз­ная. Например, одни постоянно играют в сети, другие проводят время в соцсетях, третьи участвуют в фи­нансовых онлайн-пирамидах, а кто-то просто хаотично смотрит все видеоролики без разбора. Всё дело не столько в следстви­ях, сколько в причинах такого поведения. Вот в чём нужно раз­бираться.

Селфи - дань моде, уверена психолог Наталья Ерохина. Фото: пресс-служба ГУ МВД по Красноярскому краю

Уйти от проблемы

- Зачем люди тратят реальную жизнь на виртуальное простран­ство?

- Для большинства «зависа­ющих в Интернете» это уход от кажущихся неразрешимыми проблем, от ощущения недопонимания близ­кими или обществом. В таких регионах, как Брянская область, где не слишком много по­зитивных событий, где не хватает мест, где че­ловек любого возраста мог бы прийти за удо­вольствием не для тела, едой, например, а для души. Интернет в той или иной степени даёт таким людям шанс самоутвердиться, по­чувствовать свою важ­ность или хоть на время забыть об ощущении одиночества. Но вся беда в том, что многие слиш­ком переоценивают значимость всемирной паутины, забывая о самом главном - семье, дружбе и неограниченных возможностях, которые каждый день предостав­ляет нам реальная жизнь, а не во­ображаемая.

- Получается, если таких людей становится всё больше, то диагноз впору ставить обществу?

- Да, это говорит о том, что сре­ди нас слишком много одиноких и неуверенных в себе людей с ком­плексами. Они ищут себя в жизни и не могут найти. И общество в целом, и близкие, и друзья не по­могают им в этом. А как они могут помочь, если тоже себя не нашли?

Но проблема не только в этом. Дело в том, что современное обще­ство так до конца и не определило место Интернета в жизни. По боль­шому счёту дело даже не в самом Интернете, а в том, кто им пользу­ется. Люди ведут себя во Всемир­ной паутине ровно так же, как и на улице или дома. Кто-то виртуально путешествует по красивым местам, узнаёт что-то новое, знакомится с интересными людьми. А кто-то распространяет зло.

- Кто рискует попасть в плен виртуальной жизни в первую оче­редь?

- Дети в силу своей неопытности и незрелости мышления, подрост­ки в связи с временной возрастной неустойчивостью психики, кроме того. Они, хоть уже и не маленькие дети, легко поддаются внушению. Интернет «затягивает» чрезмер­но эмоциональных женщин, да и мужчин, пожилых людей, которые только знакомятся с новым для них миром.

Бери только хорошее

- Складывается впечатление, что устоять перед гаджетами и интернетом под силу только са­мым стойким…

- Да не нужно противостоять, нужно грамотно пользоваться. Важно всегда руководствоваться одним правилом: всё это создано, чтобы улучшать реальную жизнь, а не заменять её. То есть родителям нужно не запрещать компьютеры и смартфоны, а учить детей культуре пользования ими. И в первую оче­редь собственным примером. Что толку читать нотации подростку, если он видит, что папа не вылезает из онлайн-игрушек. Покажите, что вы можете использовать интернет при подготовке доклада на рабо­те, цитаты и исторические факты, добытые оттуда, украсят речь. Вы можете вместе с дочерью изучить виртуальные модные коллекции, но отправиться в тренде сезона на реальную прогулку в парк.

Виртуальный мир должен улучшать реальную жизнь. Фото: АиФ/ Алексей Витвицкий

И вот чего точно не стоит де­лать, так это передавать по наслед­ству своим детям страсть к покупке всё новых и новых технических но­винок. Чрезмерность до добра ещё никого не доводила. У Александра Сергеевича Пушкина есть отлич­ная сказка на этот счёт.

- А если зависимость уже есть, как помочь себе или близкому?

- Признать проблему всегда не­просто, а когда интернетоманией охвачен весь мир, вдвойне слож­нее. К тому же всё зависит от того, кто подвержен этой зависимости: если ребёнок, то первыми ему на помощь должны прийти родите­ли, а если человек взрослый или даже пожилой, то родственники или друзья могут побеседовать с ним, предложить что-то взамен, например, совместный поход в театр или на концерт. Удовольст­вие от контакта с живыми людьми намного ярче.

- А не пора ли государству озабо­титься этой проблемой хотя бы на региональном уровне?

- Как показывает мировая пра­ктика, запреты на что бы то ни бы­ло, ни к чему хорошему не приво­дят, а, наоборот, только усугубляют ситуацию. Например, в Китае весь интернет локализован, доступ к иностранным сервисам полностью перекрыт. А с 2008 года интернет-зависимость в Поднебесной была официально признана психиче­ским расстройством. Там даже есть специальные реабилитационные центры для таких «пациентов», где используют шоковую тера­пию. К чему это привело: хакеры регулярно взламывают серверы, а лечение зависимости хоть и носит массовый характер, но едва ли на­ставляет на путь истинный, к тому же там до сих пор нет чёткой диаг­ностики этого недуга. Лечат трудно сказать что. Лично я против таких экспериментов над людьми, тем более, когда проблема глубоко не изучена.

Смотрите также: