Эксперты Роскачества рассказали о главных недостатках приложений для аренды самокатов и велосипедов в своем новом исследовании.
А вот рынок аренды велосипедов развивается медленнее: осенью 2020 года в Москве работали 662 пункта проката велосипедов, которые обслуживали 6,5 тысяч велосипедов. Этой весной к ним добавится 67 новых станций проката и 1000 новых велосипедов, половина из которых - электрические.
Вместе с ростом рынка аренды самокатов, растет и число пользователей приложений для аренды все больше. Роскачество оценило информационную безопасность таких приложений и предупредило о рисках.
При проверке кикшеринговых и велопрокатных сервисов на информационную безопасность Роскачество совместно с юристами из АНО «ПравоРоботов» также проанализировало их политики конфиденциальности. Всего было изучено 68 приложений (по 34 для iOS и Android). В исследование попали приложения, которые на момент тестирования предоставляли возможность аренды микромобильного транспорта, при этом изучались как работающие в столице, так и региональные сервисы.
Все изученные сервисы аренды велосипедов, кроме двух, имеют доступ в приложение по одноразовым SMS-кодам, что повышает надежность и исключает риск того, что под сторонней учетной записью велосипед или самокат будут арендовать другие люди. Более низкий уровень безопасности продемонстрировали только сервисы «ВелоБайк - городской велопрокат Москвы» и «Велобайк Мультигорода». Эти приложения присылают разовый логин и PIN-код, который не меняется со временем.
Также эксперты выяснили, что расширенные данные запрашивает 21% всех приложений. В частности, приложения Rusharing, e-motion, ZEVS, e-GoGo, Flyfer, Берисамокат, Bike&Go требуют имя и фамилию.
Наибольшее количество избыточных доступов было зафиксировано у BusyFly: осуществление телефонных вызовов, отключение спящего режима, а также запуск при включении устройства. BikeMe осуществляет поиск аккаунтов на устройстве, а ScooBee запрашивает разрешение на показ поверх всех окон - это один из самых потенциально опасных доступов.
Ни одно из приложений, которые исследовали эксперты, кроме Whoosh, не позволяет удалить свой аккаунт при помощи реализованной в программе функции.
В ходе исследования специалисты Роскачества анализировали данные, которые передают приложения, перехватывая трафик с использованием специализированного ПО. У трех приложений системные данные о геолокации передаются в открытом доступе: «lite – ride here, ride now», «Зеленый город» и «Matur.city».
Согласие пользователя на передачу и обработку своих данных является важнейшим принципом при предоставлении современных онлайн-услуг. В том или ином виде запрашивается согласие у всех 100% исследованных приложений, но именно активное согласие запрашивают только 24%.
Наиболее значимая и распространенная потенциальная уязвимость — это использование незащищённого протокола HTTP (у 90% приложений на Android), с ней схожа небезопасная собственная реализация SSL (у 34%).
Политики конфиденциальности всех приложений получили достаточно высокие оценки. Из недостатков - не все приложения указывают в документе информацию о хранении данных на территории РФ – она отсутствует у 9% приложений, среди них можно отметить MOLNIA, VEZU и Red Wheels.
Никита Куликов, генеральный директор АНО «ПравоРоботов»:
«Пользователи любых сервисов должны осознавать, что все их действия с приложениями, даже такие незначительные как разблокировка велосипеда или самоката, имеют свой цифровой след и определенные последствия. Так, почти все приложения делятся вашими данными с третьими лицами, пусть и обезличенными. В любом случае пользователю следует придерживаться общих принципов безопасности: следить за доступами, которые требует приложение, указывать только необходимый минимум данных о себе. Не следует отправлять сканы документов или привязывать платежные данные к подозрительным приложениям, в надежности которых пользователь не уверен».
«В целом риск при использовании приложений велопроката маловероятен, и приложения от крупных игроков данного рынка рекомендуются Роскачеством к использованию. Будьте, однако, осторожны при скачивании приложений малоизвестных сервисов и всегда обращайте внимание на доступы, которые требуются при установке. При выборе сервиса имейте в виду, что они предоставляют свои зоны покрытия и парковки, что важно при планировании маршрута», – рекомендует руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Антон Куканов.
В исследовании оценивались следующие приложения на двух мобильных платформах:
Bike&Go, BikeMe, Bumerang (Lifcar), BusyFly, e-GoGo, Eleven, e-motion, Flyfer, GoBike Альметьевск, GreenBee, lite, LuckyBike, Matur.city, MOLNIA, Red Wheels, Rusharing, Samocat Sharing, ScooBee, Seagull, Shark Sharing, SmartBike, toGO, Urent, VEZU, Volt, Whoosh, YES Sharing, ZEVS, «Берисамокат», «ВелоБайк», «Велобайк Мультигорода», «Зеленый город», «Карусель», «Ситимобил».