aif.ru counter
1586

Неутомимый ас. Как брянский паренек стал грозой немцев

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 22/02/2017
На такой машине наш земляк наводил ужас на врага. Фото из архива
На такой машине наш земляк наводил ужас на врага. Фото из архива © / АиФ Брянск

Простой сельский паренек Василий Мордин из села Хотеева Брасовского района не мечтал ни о море, ни о самолетах, ни о том, чтобы стать бессмертным героем. Если бы не война.

Асам назло

Он родился 10 апреля 1918 года в крестьянской семье среднего достатка. Окончив семилетку, поступил в мелиоративный техникум в Локте. Посёлок тогда ещё сохранился как «райский уголок», которым владел до революции великий князь Михаил Романов. Здесь работали три техникума, где обучались более тысячи студентов. У Василия Мордина была неистощимая тяга к знаниям, спорту и упорному труду. О самолётах и о море он и не мечтал. Да и самолёт впервые увидел, когда в 1936 году по комсомольскому набору стал курсантом военно-морского авиационного училища в городе Ейске, которое успешно окончил прямо перед войной. Так в его жизни появились небо и море. Им он уже не изменял никогда.

Фото: АиФ Брянск

Назначение выпускник Мордин получил в Военно-воздушные силы Балтийского флота. В Великую Отечественную войну вступил младшим лётчиком 57-го штурмового авиаполка. В составе группы летал на бомбардировку военно-морских баз, аэродромов, промышленных объектов врага, бомбил войска и технику противника под Двинском, Псковом, Островом, выполнял задания по разведке в интересах Балтийского флота и Ленинградского фронта. В любых условиях ночью и днём взмывал в небо красно-звёздный истребитель, за штурвалом которого находился наш земляк. Возвращаясь, он всегда доставлял в штаб ценные сведения, получив которые, наши авиаторы наносили такие удары, что враг ещё долго не мог опомниться. Это благодаря его разведданным германские войска несли потери не только на линии фронта, но и за её пределами.

Нет секрета в том, что в начале войны немцы имели большое превосходство в любой военной технике, в том числе и самолётах. Но, научившись уничтожать противника не числом, а умением, наш земляк вылет за вылетом доказывал, что хвалёных немецких асов можно истреблять на любых самолётах. И вовсе не случайно в одном из наградных листов было написано: «Тактически грамотен, знает приёмы и хитрости врага. За период командования звеном не допустил ни одной потери личного состава, боевой техники…»

В небе Крыма

В начале августа 1941 года полк, в котором служил Василий Мордин, вступил в схватку с врагом в небе Крыма. Помогали громить врага защитникам Одессы. Наносили поражающие удары не только по земным, но и морским, воздушным целям. Тут за личное мужество наш земляк был удостоен нескольких благодарностей командования. Особенно отличился он в боях за Перекоп. Делая по три-четыре вылета за день, он со своими однополчанами старался уничтожить любую цель, которая препятствовала продвижению наших войск.

Взять, к примеру, 23 октября 1941 года. Идя на боевое задание под командованием Мордина, наши лётчики при бомбардировке переднего края и переправы противника прямым попаданием взорвали важную стратегическую переправу с солдатами и техникой. При возвращении на аэродром на звено напали четыре «мессершмитта». Завязался бой, в котором один из самолётов противника был сбит, но от попадания вражеского снаряда загорелась машина, управляемая Мординым. Умелым манёвром командир вывел её из огненной карусели и повёл на свою территорию. Пламя, лижущее самолёт, обжигало лицо, руки, но он делал всё, чтобы спасти экипаж. И, когда убедился, что находится на нашей территории, приказал подчинённым покинуть кабину.

А спустя всего три дня Мордин снова был в воздухе. Наш земляк – активный участник героической обороны Севастополя. Находясь на аэродроме Херсонесский маяк, совершал по пять-шесть боевых вылетов в день. Бомбил наземные войска противника, уничтожал авиацию на аэродромах Евпатории, Саки, Сарабуз, вражеские плавсредства в портах Румынии, а также прикрывал наши эшелоны с продовольствием, боеприпасами, подкреплением. Без сна и отдыха герой на своём «Петлякове» штурмовал позиции, занятые врагом. Были моменты, когда его товарищи наносили по немцам бомбовые удары, а он, прикрывая их, на бреющем полёте атаковал зенитные батареи захватчиков. По окончании боя машина старшего лейтенанта Мордина, как правило, последней уходила на базу. Оказывали военно-морские лётчики помощь своим войскам и в освобождении Новороссийска. В наградном листе написано: «При бомбоударе по вокзалу города Новороссийска вызвал два больших очага пожара и один взрыв. При ударе по плавсредствам противника прямым попаданием потоплены транспортная баржа и десантный катер…»

На секунду быстрее

Хорошо зная тактику врага, он всегда опережал своих противников. 21 января 1942 года в районе Евпатории группа из пяти «Пе-2», в состав которой вошёл и экипаж Мордина, с высоты 200 метров, а бомбить с такой высоты опасно, на бреющем полёте в плотном строю нанесла бомбовый удар по скоплению сил противника. Отлично владея техникой пилотирования и имея высокую слётанность, группа уничтожила 20 автомашин с грузом и 15 полевых орудий с тягачами. 23 сентября звено Мордина в районе Тамани взорвало склад с боеприпасами и разрушило 13 домов, при ударе по плавсредстам потопило транспортную баржу и десантный катер.

«Пилот 1-й авиаэскадрильи 40-го авиаполка капитан Мордин Василий Александрович - опытный и тактически грамотный лётчик. Прекрасно изучил приёмы воздушного противника и умело наносил ему сильные удары. С начала Отечественной войны совершил 202 боевых вылета на самолёте «Пе-2», летая одиночно и звеном, товарищ Мордин уничтожил 30 автомашин, 13 самолётов на земле, 9 орудий, 4 миномётные батареи, 16 подвод с грузом и боеприпасами, транспорт, баржу и десантный катер. Кроме того, повредил на аэродромах противника 9 самолётов, взорвал железнодорожный эшелон и 4 склада с боеприпасом»,- записано в наградном листе.

На счету Василия Мордина 293 боевых вылета.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану В.А. Мордину было присвоено звание Героя Советского Союза.

За период пребывания в 27-й отдельной радиоэскадрилии, а затем в 30-м разведывательном авиационном полку совершил 62 боевых вылета на дальнюю разведку. Летал в Констанцу, Сулину, Бургас, Одессу, к проливу Босфор. По полученным им данным уничтожено значительное количество плавсредств и наземных объектов противника.

С марта 1944-го по январь 1946-го он - инженер по технике пилотирования 13-й пикировочной авиационной дивизии.

Продолжал полёты на выполнение заданий командования, в предельно короткие сроки готовил молодой лётный состав, прибывший из училищ, передавал свой боевой опыт. Всего за период Великой Отечественной войны он совершил 293 боевых вылета.

Уже в 1970-х годах брасовским краеведам написала супруга Героя – Надежда Яковлевна Мордина, она жила в Севастополе. Сообщила, что все ордена, форму, погоны, кортик она выслала в Брянский краеведческий музей, где они находятся по сей день.

«Вы спрашиваете, какие газеты писали о нём? Когда он воевал, о нём и его боевых товарищах писали все газеты Советского Союза. Писали и немецкие газеты о советских воздушных асах, в том числе и о нём. Мне было очень приятно получить весточку с земли, где родился, жил, учился мой муж Герой Советского Союза Василий Александрович Мордин. Ещё более приятно, что Вы воспитаны в патриотическом духе любви к нашей великой Родине. Чтите память о защитниках нашего Отечества. Благодарю Вас за письмо. Оно напомнило мне о днях войны, молодости, боевых товарищах и дорогих людях. Я взгрустнула, расстроилась, всплакнула. Спасибо Вам!»

Досье
Завершив обучение на Высших офицерских курсах, В.А. Мордин служил в авиации Северного флота. 7 июля 1949 года в 31 год Герой Советского Союза трагически погиб при катастрофе самолёта во время учебного полёта на о. Ягодник Архангельской области. Награждён орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями, орденом Британской империи 5-й степени. Похоронен на Севастопольском мемориальном братском кладбище советских воинов на 6-м километре Симферопольского шоссе (пос. Дергачи).

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах